среда, 7 декабря 2011 г.

Программа развития транспортной системы России до 2019 года


В продолжение поста о Развитии транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года интересным будет посмотреть на Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», размещенный на сайте Министерства транспорта 21 ноября 2011г.

Паспорт Государственной программы «Развитие транспортной системы»
Внутри находятся несколько разделов
ФЦП и Подпрограммы
Расходы за период, млрд.руб.
%
ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2019 годы)»
9088,7
75,0
ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2018 годы)»
82,8
0,7
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (2012-2013 годы)
30,2
0,2
Подпрограмма  «Магистральный железнодорожный транспорт»
407,2
3,4
Подпрограмма «Дорожное  хозяйство»
1714,7
14,2
Подпрограмма «Гражданская авиация и аэронавигационное обеспечение»
107,1
0,9
Подпрограмма «Морской и речной транспорт»
136,5
1,1
Подпрограмма «Надзор в сфере транспорта»
30,0
0,2
Подпрограмма «Развитие  автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства»
439,8
3,6
Подпрограмма «Транспортное обеспечение Олимпийских игр 2014 года и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в
г. Казани»
48,5
0,4
Подпрограмма «Обеспечение реализации Программы»
8,8
0,1
Итого (2012-2019гг.),                                                                                                            
из них
12094,3
100
Федеральный бюджет
7126,0
59,7
Бюджеты субъектов РФ
87,4
0,7
Внебюджетные средства
4880,9
39,6
Как видно из таблицы, основные расходы несет федеральный бюджет, а из 11 направлений Программы львиная доля падает всего на 2.
Интересна цифра в 4,8 трлн.руб, которые должны быть потрачены из внебюджетных источников.
В Приложении 9 к Программе сказано, что Подпрограмма «Дорожное хозяйство» финансируется исключительно из бюджетов.

В Приложении 8 в Паспорте ФЦП «Развитие транспортной системы России» (2010-2015гг.) сказано:
общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 12822,6 млрд. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 4679,8 млрд. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 614,6 млрд. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 7528,2 млрд. рублей, в том числе 1000 млрд. рублей за счет введения инвестиционной составляющей в железнодорожные тарифы.
Из этих цифр часть уже потрачена в 2010-2011гг. (по данным федерального казначейства на 01.09.2011г. и федерального бюджета профинансировано 347 млрд.руб.), а откорректированной ФЦП  на уменьшенные до 9,1 трлн.руб. расходы не представлено.
Забавным выглядит  внебюджетное финансирование, представленное в виде увеличения ж/д тарифа!
В целом, насколько я понимаю, внебюджетное финансирование – это доля коммерческих компаний в расходах на создание неких объектов, где имеется доля государства.  Скорее всего распределение неравнозначное и в пользу коммерсантов.
Ожидаемые результаты по всей Программе за 12 вложенных триллионов рублей:
- снижение уровня транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции и транспортоемкости внутреннего валового продукта за период реализации Программы (за 8 лет) на 3,6% к уровню 2010 года
Не совсем понятное описание. Если сейчас условно уровень издержек составляет 100 рублей, то что, прогнозируемый уже сейчас уровень издержек 2019 года станет меньше на 3р.60коп.? Или 96,4% от ожидаемого в 2019 году? Или как-то еще?
С учетом инфляции, постоянно превышающей официальные прогнозы, боюсь даже представить, какой долей процента будут ожидаемые 3,6%.
 Из текста далее
доля транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции составляет в среднем 15-20% против 7-8% в странах с более развитой экономикой
То есть 3,6%   превращается в 0,7% в конечной стоимости продукции.  «Серьезный прогресс!».
- рост транспортной подвижности населения на 20,4 %   к уровню 2010 года
Из текста далее
В настоящее время транспортная подвижность российских граждан составляет порядка 6,4 тыс. км на душу населения, что в три-четыре раза ниже, чем в развитых странах.  К числу регулярных пользователей авиалиний относится не более 2-3 % населения.
Текст наводит на мысль, что рост подвижности планируется за счет пользования авиасообщением.  А цифра будет примерно 7,7 тыс.км на душу населения, что все равно в 3 раза меньше ТЕКУЩЕЙ подвижности населения развитых стран.
Однако в отдельно взятом Паспорте самой дорогостоящей части Программы ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» (Приложение 8 к Программе) обозначен уровень 8616 тыс.км на душу населения с увеличением всего в 30% к уровня 2009г. Вот они – прогнозы ФЦП, которую предлагается продлить до 2019г. Откорректированного Паспорта не представлено.
- рост экспорта транспортных услуг на 78,6 %  к уровню 2010 года, транзитных перевозок по территории Российской Федерации в 1,4 раза
Процент увеличения казалось бы довольно приличный. НО
Поскольку понятие «экспорт транспортных услуг» следует определять как «оказание услуг при пересечении груза отечественным транспортным средством или перевозчиком государственной границы», то  приоритет в развитии страны опять смещается в сторону сырьевой идеологии вывоза природных ресурсов.
- сокращение число происшествий на транспорте на 38,3 % к уровню 2010 года
Опять не до конца понятно. То ли это 38 случаев сокращения от 100 сегодняшних, и именно они будут отниматься от статистики 2019 года, то ли какой-то другой показатель.
Сколько точно сейчас, в тексте не нашел. Нашел только часть статистики ДТП
В дорожно-транспортных катастрофах ежегодно погибает 18,6  человека в расчете на 100 тыс. населения, в странах Европейского союза этот показатель составляет 9 - 10 человек.
Следующий показатель
- создание инфраструктурных условий для реализации инновационного сценария развития экономики
Под данным разделом скрывается довольно конкретные цифры по строительству ж/д и автодорог, увеличение мощности портов, повышение пропускной способности внутренних морских путей,  реконструкции ВПП в аэропортах и закупка самолетов.
Инновации – любимое ныне слово партии власти. Что же это? Никто не знает.  Но в Программе слово в различных вариациях упоминается целых 12 раз.
Еще из текста. Упомянуты проблемы, волнующие автомобилистов
Продолжает углубляться несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки. За период с 2002 по 2010 год при росте уровня автомобилизации на 63% увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составило 19,8 процента. Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, обслуживающих движение  в режиме перегрузки, составляет порядка 31 процента общей протяженности, а в пределах Московского транспортного узла - более 60 процентов.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения (среднесетевая скорость движения в Москве составляет 21,8 км/час, Сеуле  и Нью-Йорке -38км/час, Лондоне – 29,6км/час), продолжительным простоям транспортных средств.
Не совсем понятно, почему делается некий акцент на недостаточность развития УДС.  Да, уровень автомобилизации за 9 лет вырос на 63%, а УДС только на 19,8%.  Где здесь прямая связь? Оттого, что дорогу построят между городами, пробки внутри мегаполисов не исчезнут! И упомянутую скорость подобными мероприятиями не увеличить!
Скорее всего, упоминание для дополнительного обоснование почти 15% затрат Подпрограммы "Дорожное хозяйство".
Еще одно интересная цитата из серии «Понимай, как хочешь»
Все это приводит к снижению конкурентоспособности ВВП и ограничивает транспортное обеспечение отдаленных и труднодоступных районов
Я не очень хорошо представляю себе физический смысл Конкурентоспособности Валового внутреннего продукта. Зато намного лучше себе представляю снижение Конкурентоспособности другого физического лица с аналогичной аббревиатурой.
И еще упоминание проблем с ОТ.
Серьезные проблемы существуют в сегменте городского общественного транспорта, особенно в крупнейших городах страны. Практически не находят применения современные комплексные решения по опережающему развитию скоростных видов городского транспорта, замещающих использование личных автомобилей.           Общественный транспорт не только не становится  привлекательной альтернативой личному автомобилю для ежедневных трудовых поездок, но и во многих случаях не выполняет базовую функцию поддержания транспортного единства городской территории.
Но упоминание только для упоминания, поскольку в Программе нет мероприятий по ОТ.
Далее обозначенные в Программе Приоритеты
Государственная политика Российской Федерации в сфере транспорта на долгосрочный период направлена на создание условий для решения задач модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития
Лозунг в стиле «обо всем и ни о чем», особенно в части высвобождения ресурсов личностного развития.
Потом прописываются Долгосрочные приоритеты – такие же лозунги, которые трансформируются всего в 4 Цели.
Цель 1 – ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике.
За счет строительства путей сообщения различных типов. Фактически для ускорения доставки на экспорт добытого сырья.
Достижения будут оцениваться «транспортоемкостью валового внутреннего продукта»
Цель 2 - повышение доступности транспортных услуг для населения.
С упором на ж/д и авиаперевозки.
Достижения будут оцениваться «транспортной подвижностью населения»
Цель 3 - повышение конкурентоспособности транспортной системы России  на мировом рынке транспортных услуг.
То есть не только для экспорта своего сырья, но и транзита чужого.
Достижения будут оцениваться «показателями экспорта транспортных услуг»
Цель 4 - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Просто комплекс мероприятий от ГОиЧС, занимающий 0,2% в структуре расходов.
Достижения будут оцениваться «числом происшествий на транспорте»
Все показатели оценки проанализированы выше.
Далее среди Обобщенных характеристик мер государственного регулирования нашлось:
Повышение качества услуг и безопасности общественного транспорта зависит от  обновления парка транспортных средств. Решить задачу можно путем реализация программы обновления парка общественного транспорта (автобусный и наземный электрический транспорт) на условиях софинансирования из федерального и региональных бюджетов  с применением различных механизмов (утилизация, лизинг, субсидии).

По предлагаемым к включению в Программу мероприятиям – опять ничего.
Интересен механизм обновления парка, например, трамваев с помощью Утилизации. Действительно, если сдать в металлолом два десятка отслуживших два срока службы трамваев, то можно на вырученные средства приобрести один новый.
Механизм – СУПЕР. Наверное, это и есть ИННОВАЦИЯ.

Вот собственно в чем заключается Программа развития страны, как сырьевого придатка, которая в тексте описана следующим образом:
Первоочередные меры будут сосредоточены на преодолении деградации транспортной системы посредством выполнения в полном объеме работ по содержанию и ремонту транспортной инфраструктуры и  устранения "узких мест".
Ну а потом, естественно в случае поддержки народонаселением руководства страны, Россия семимильными шагами направится в загадочное инновационное будущее.
На этой основе к 2019 году будет осуществлен переход к инновационной  модели развития транспортной системы на основе расширения номенклатуры и повышения качества транспортных услуг, применения современных транспортно-логистических технологий, развития новых форм организации транспортного процесса и взаимодействия видов транспорта, повышения  производительности труда и энергоэффективности, усиления роли научно-технического обеспечения в развитии отрасли. 
Неудивительно, что наша  программа «Развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года»  никакого развития не предполагает.
Полезных ископаемых в Санкт-Петербурге не добывается, значит «никакой деградации преодолевать» не надо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий