воскресенье, 4 марта 2012 г.

Awaydays ("Футбольные гладиаторы")

Фильм Пэта Холдена 2009 года
Название "Футбольные хулиганы", если посмотреть фильм, вообще кажется не оттуда. "Ушедшие дни", как иногда переводят название, больше подходит сюжетной линии. Хотя, на самом деле, как мне кажется здесь Awaydays должно пониматься в значении "выезды". Поездки фанатов на выездные игры своей футбольной команды.
Так что же с сюжетом.
Жил-да-был хороший образованный талантливый мальчик Пол в доброй старой Англии во времена правления Железной Лэди. Жил он себе не тужил в своем Усть-Жопинске своей деревне Березники (Birkenhead) с населением в целых 84 тыщи человеков. Особых развлечений в месте проживания не было, и папка пристрастил парнишку к хождению на футбол. Поболеть, так сказать, за родной Транмер Роверс (Tranmere Rovers).

Вместо того, чтобы смотреть футбол (действительно, что там смотреть в третьей лиге) мальчик во все глаза глядит на фанатов (Стаю). Они все как на подбор в одинаковых кроссовках Adidas, которых нет в магазинах, 
и в куртках опять таки адидасовских. 
Глядел он, глядел, пока не увидел как-то раз, что один из фанатов порезал другого искусно вытащенной из рукава заточкой. 
Вот оно прозрение. Хочу быть с ними, хочу быть таким же. И он начинает подкарауливать фаната с ножичком (Элвиса) в ночных клубах. Ему улыбается удача, они знакомятся...Элвис сначала на все просьбы ввести Пола в Стаю отвечает отказом (ты не свой, зачем тебе это надо, не будь кретином). Но Пол удивительно настойчив. Он настолько настойчив, что может пропустить поминки умершей матери, день рождения сестры и т.д. Наконец Элвис берет Пола на первый выезд. Они куда-то приезжают, с кем-то дерутся (опять с применением заточек), одерживают победу. Пол проявляет себя берсерком, ему это нравится. 
А Элвису-то нужно было просто человеческое общение. Ему совсем не улыбалось, что Пол войдет в банду и станет там своим.
События фильма - это череда выездов с драками, перемежающаяся пьянками в пабах со Стаей или выходах Пола с Элвисом в музыкально-танцевальные ночные клубы.
Пол знакомится с главарем Джоном Годеном, которой старше всех (ему уже 30, ай, как много), у него дети, а он ...
Джон всех считает кретинами, даже своих, постоянно их оскорбляет, вообщем держит на коротком поводке. Особливо он третирует Крошку Милана и талдычит тому, что наркоту толкать не по геройски. Крошка обижается и сдает напарника Элвиса, об соучастии которого Джон и не знал.
Вскоре о героиновом пристрастии Элвиса узнает и Пол. А еще и о его скрытом гомосексуализме.
А в Стае Пол своим становиться не спешил. И все из-за своего длинного интеллигентского языка. Разок наговорил так, что на выезде получил от Джона так, что и в бойне не поучаствовал.
Тем временем придирки Джона так осточертели Крошке Милану, что тот во время одной из пьянок пырнул Джона заточкой прямо в сонную артерию со словами "Ничего личного, Джон". Вот лгун-то. 
Так погиб единственный в Березниках поборник жизни без наркотиков.
На его похоронах Элвис признается Полу в большой и чистой любви и просит того съездить с ним еще на один выезд.
Пол приходит на перрон, все в поезде, Элвиса нет, Пол ждет, Элвиса нет. 
Поезд начинает отправляться, Пол все же решается поехать.
Элвис в это время весь в героиновом тумане сидит на путепроводе над перроном и наблюдает за отправлением поезда, после чего суицидирует вниз.
Судьба Пола также не завидна. Крошка Милан на этом самом последнем выезде пробует свою заточку и на Поле. 
Не смертельно, но обидно и поучительно. Не место тебе с ними, парень.

АХИНЕЯ.
Сценарии к фильму по своей же книге 1999 года писал Кевин Сэмпсон. В финальных титрах идет посвящение мальчику с фамилией Сэмпсон, прожившему всего 20 лет. Наводит на мысли, что это прообраз Элвиса.
Где хоть какой-то смысл в фильме? Может в нем есть какой-то посыл к смотрящим, какая-то мораль?
Что употребление героина может довести до суицида? Или что зло всегда берет верх над добром? Ведь заправилой остался дикий героинщик Крошка Милан.
Что футбольный фанатизм-хулиганизм увлекает? Что именно так жила вся Англия при Тэтчер?
Галиматья!
Кстати для того, чтобы узнать что город, где живут герои - это Березники, а футбольный клуб, за который они так сказать болеют - это Транмер, нужно лезть в Википедию. Потому что ни объяснений, ни футбола в фильме нет как класса.
То, что один из фанатов может пролезть сквозь оцепление полиции, подраться, пырнуть кого-то заточкой и вернуться обратно к своим за кордон вообще вызывает серьезные вопросы.

Даже не знаю как этот фильм охарактеризовать.
Я люблю фильмы, связанные со спортивными играми. Практически все. Не могу сказать, что море крови и натурализм меня привлекает, но например похожий на этот фильм "Хулиганы" (Green Street Hooligans) с Элайджей Вудом мне был намного более привлекателен, понятен и реалистичен. Этот же не фильм, а какой-то отстой.
Единственное, что мне здесь понравилось, это великолепный саундтрек. Он вписан в атмосферу Англии 70-ых удивительно гармонично. За аудио сопровождение - твердая 9-ка, за остальное не больше 3-ки. Итого 4 из 10.


Трейлер


1 комментарий: