вторник, 14 февраля 2012 г.

Сколько стоит метро построить


В посте содержится перечисление проектов, в которых запланировано строительство тоннелей в крупных городах. В основном это метро, но не только. Никакие выводы из подборки не делаются. Просто констатируется факт о необычайном разбросе стоимости строительства, иногда даже в пределах одного мегаполиса.
В описании проектов приведены ссылки на источники информации. Для приведения цифр к общему знаменателю от базового 2010 года применялись дефляторы. Стоимость закупки подвижного состава не учитывалась. Пост был опубликован 16 мая 2011 года. Учитывались следующие кросс-курсы валют: €1 = $1.25, $1 = ¥100.

Сейчас (по состоянию на 13 февраля) кросс-курсы изменились. €1 = $1.32, $1 = ¥77,6. Таким образом, европейские проекты в долларовом исчислении подешевели на 6% (та же пропорция примерно относится к проектам британским), а японские подорожали почти на 25%.
Проекты расположены по мере убывания удельной стоимости строительства. 
1)   East Side Access (Нью-Йорк, США): $8,1 миллиард. В стоимость не включены уже существующие тоннели. В проекте 2 км нового тоннеля на Манхэттене и ответвление в Куинс. Таким образом, стоимость строительства составляет около $4 млрд. за 1 км.
2)  Second Avenue Subway Phase 1 (Нью-Йорк, США): $4.9-5.7 миллиардов на строительство в 2007-17 около 3 км нового тоннеля. Стоимость строительства составляет около $1,7 млрд. за 1 км.
3)  7 Extension (Нью-Йорк, США): $2.1 миллиард на строительство в 2007-12 нового тоннеля протяженностью 1,6 км. Можно отметить, что на участке запланирована лишь одна станция, что необычно для столь густозаселенной территории. Стоимость строительства составляет около $1,3 млрд. за 1 км.

4)  Crossrail (Лондон, Великобритания): £12,7 миллиардов в 2008-19. 118.5-километровая железнодорожная сеть соединит Аэропорт Хитроу в западной части Лондона с районами Шенфилд и Абби Вуд на востоке. Основная часть затрат приходится на строительство нового тоннеля в центральной части Лондона и к аэропорту Хитроу. Огромное количество существующих тоннелей Лондонской подземки значительно усложняет строительство новых тоннелей. Этот проект является самым технически сложным в перечне. Стоимость строительства составляет около $1 млрд. за 1 км. Здесь общая стоимость проекта уже скорректирована по новым данным из Бизнес-плана развития транспортного комплекса Лондона.

5)   Central Subway (Сан-Франциско, США): $1.58 миллиардов в 2010-16 на 2.7 км тоннеля для системы ЛРТ.  Включение проекта в лист обусловлено наличием подземного тоннеля под Маркет ниже уровня существующей подземки. Стандарты строительства, включая размеры станций, относятся к ЛРТ. Стоимость строительства составляет около $500 млн. за 1 км.

6)  Jubilee Line Extension (Лондон, Великобритания):  £3.5 миллиарда в 1993-99 за 15.9 км продления Юбилейной линии метро, 80% из которого в подземном исполнении. В течение периода строительства смета была превышена на 66%. Ответвление находится в тоннеле, который расположен под существующей сетью, а также пересекает Темзу в четырех местах. Стоимость строительства составляет около $450 млн. за 1 км.

7)   Amsterdam North-South Line (Амстердам, Нидерланды): €3.1 миллиарда в 2009 за 9.5 км нового тоннеля.  Первоначальная смета превышена более, чем вдвое, что послужило темой многочисленных обвинений в изначальной нецелесообразности строительства. Стоимость строительства составляет около $410 млн. за 1 км.

8)  Toei Oedo Line (Токио, Япония): ¥1.4 триллионов за 40.7 км нового тоннеля. Размеры станций на линиитрадиционные для метро. Тоннели же несколько меньше диаметром, что обусловлено применением на подвижном составе линейных двигателей. Стоимость строительства составляет около $350 млн. за 1 км.

9)  Tokyo Metro Fukutoshin Line (Токио, Япония): ¥250 миллиардов за 8.9 км новых путей. Стоимость строительства составляет около $280 млн. за 1 км. В качестве аргумента не принятия решения о продлении метро в Токио называется причина удорожания строительства метро до $500 миллионов за километр.

10)            Berlin U55 (Берлин, Германия): €320 миллионов за 1.8 км долгостроя в 1996-2009. Несмотря на то, что тоннель не пересекает существующие линии, он проходит в центре города, что повышает стоимость строительства, которая составляет $250 млн. за 1 км.

11)              Paris Metro Line 14 (Париж, Франция): €1.13 миллиардов в 1998-2003 за 9 км. Линия проходит под Сеной. Также во время строительства возникли непредвиденные сложности, когда были обнаружены катакомбы. Стоимость строительства составляет около $230 млн. за 1 км.

12)             Circle MRT Line (Сингапур): $10 миллиардов за 35.7 км. Линия полностью автоматизированная, на ней 28 станций. Начало строительства в 1990, 14.01.2012 открыта в полном объеме. Первоначальная смета превышена на 50%. Сроки строительства были увеличены в связи с аварией в 2004 году, при которой погибло 4 рабочих. Поскольку период строительства сильно растянут, курс валюты и паритет покупательной способности (ППС) значительно изменились. При расчете не применялись дефляторы, взят текущий курс, поэтому этот результат наименее подтвержденный. Стоимость строительства составляет около $220 млн. за 1 км.

13)             Copenhagen Circle Line (Копенгаген, Дания): DKK21.3 миллиардов в 2010 за 15.5 км. По валютному курсу 2011 года стоимость проекта составляет $4 миллиарда and $260 миллионов за 1 км. Однако датские кроны сильно переоценены, поэтому рассчитываем по ППС (пользуемся отношением ППС к ВВП).  Стоимость строительства составляет около $170 млн. за 1 км.

14)             Barcelona L9/10 (Барселона, Испания): €6.5 миллиардов в 2006-14 за 47.8 км. Линия полностью автоматизированная и почти на 100% находится под землей. Первоначальная смета превышена более чем втрое. Стоимость строительства составляет около $170 млн. за 1 км.

15)             Laval extension (Монреаль, Канада) CAD 745 миллионов в 2002-07 за 5.2 км нового тоннеля. Стоимость строительства составляет около $150 млн. за 1 км.

16)             Durchmesserlinie (Цюрих, Швейцария): CHF1.82 миллиарда в 2007-13 за 9.6 км нового тоннеля, который, дополняя существующий тоннель, увеличит пропускную способность сети. Стоимость строительства по валютному курсу $215 миллионов за километр, но, учитывая переоцененность швейцарского франка, по ППС стоимость строительства составляет около $136 млн. за 1 км.

17)             Naples Metro Line 6 (Неаполь, Италия): €533 миллиона в 2007-12 за 5 км полностью подземной линии метро. Стоимость строительства составляет около $130 млн. за 1 км.

18)            Milan Metro Line 5 (Милан, Италия): €500 миллионов за 5.6 км полностью подземной автоматизированная линии метро. Стоимость строительства составляет около $110 млн. за 1 км.

19)             Seoul AREX (Сеул, Южная Корея): 4.2 триллиона Вон ($4.2 миллиарда) за 61 км линии, соединяющей город с аэропортом Incheon. Линия находится под землей на 60% протяженности. На линии осуществляются смешанные пригородные и экспресс перевозки. Количество станций для пригородных перевозок составляет 10, что указывает на большие расстояния между станциями. Из всех проектов в перечне, здесь самые удаленные друг от друга в среднем станции. Стоимость строительства составляет около $110 млн. за 1 км, хотя в реалиях чуть меньше, так как надземный участок находится в «чистом поле».

20)           Metro de Madrid (Мадрид, Испания) €3 миллиарда в период 2003-07 за 49,1 км на участках шести различных линий метро, включая 37 станций. Большинство ответвлений не проходит сквозь плотную застройку. Участки не полностью подземные. Стоимость строительства составляет около $61 млн. за 1 км.

Подборка, конечно, не исчерпывающая, но дающая представление о возможном разбросе цен.

Москва строит метро примерно по итальянским ценам. Сегодняшние планы расширения сети предполагают строительство 98 км за 344 миллиардов рублей. То есть примерно 120 млн. долларов за 1 км.
А теперь попробуем понять в какую ценовую категорию попадает метрополитен Санкт-Петербурга.
Например, стоимость строительства Красносельско-Калининской линии от станции метрополитена «Юго-Западная» до станции метрополитена «Обводный канал 2» с электродепо «Красносельское», запланированного на период 2012-2018, составляет 51,35 млрд. рублей, что при сегодняшнем курсе и протяженности участка примерно в 9 км означает около 180-190 млн. долларов за 1 км.
То есть, дороже Канады и Дании, но дешевле Сингапура. Что же неплохое соседство. Главное, чтобы стартовая смета не выросла подобно Барселонской и не превратилась в 500-600 млн. за 1 км!

Еще цифры здесь

1 комментарий:

  1. Андрей, добрый день!
    Вами проделана огромная и очень полезная работа.
    Нас она очень интересует. Готовы сотрудничать.
    Пишите сюда kamotltd@gmail.com
    Валерий

    ОтветитьУдалить