воскресенье, 4 марта 2012 г.

Moneyball ("Человек, который изменил все")

Фильм Беннетта Миллера 2011 года
"Человек, который изменил все" - российский креатив названия, не отражающий смысла этого самого названия. Хотя как корректно перевести термин Маниболл (Moneyball) лично у меня нет мыслей. Перевод в лоб - Денежный мяч - звучит глупо.
Маниболл - это всего лишь одна из возможных стратегий формирования и выстраивания игры команды в игровых видах спорта во времена, когда бюджет команды далек от бюджетов фаворитов и, соответственно, когда "богатеи" по окончании сезона всегда могут сделать отличившемуся у тебя в команде игроку предложение, от которого тот не сможет отказаться.

Собственно, это тоже бизнес. Непростой, но зачастую весьма прибыльный. Команда воспитывает молодого игрока и перепродает, на этом зарабатывая. Иногда можно заработать достаточно для перехода команды "в другую более высокую бюджетную категорию". А иногда приходят новые владельцы с другими деньгами и амбициями.
Если же нет, а хочется еще и побеждать, завоевывать очки, выигрывать титулы, то тогда можно попробовать Маниболл.
Чем при это придется заниматься? В основном расчетами. Лезть в статистику по всем-всем показателям. В американских спортивных играх такой статистики навалом и ведется она с незапамятных времен.
Усреднять победные показатели: очки, страйки, пробежки, ауты (даже не смогу сказать что точно, правила бейсбола знаю плохо).
Далее можно набирать списанных, уцененных и т.д. и т.п., но обязательно опытных игроков (ведь только по ним существует статистика) по принципу: если вы все вместе стоите дешевле одной звезды на порядок, а суммарный результат исторически даете даже выше "звездного", то я беру вас оптом.
Вообще говоря, когда я понимаю, что предусмотреть нужно буквально все, как при комплектовании команды, так и при подготовке стратегии на каждую отдельно взятую игру, то осознаю, что даже чисто математически процесс этот весьма и весьма непрост.
С математической точки зрения метод был впервые применен Биллом Джеймсом под названием Саберметрика (Sabermetrics). Применен именно для бейсбола, но не для формирования команды. Термин составлен из акронима САБР и греческой метрики (Society for American Baseball Research & metrics), то есть Общество исследователей американского бейсбола в числах. Применялась саберметрика, да и применяется для оценки полезности игрока по его результатам и соответствия этих результатов зарплате.
Фильм снят по мотивам книги Майкла Льюиса ''Денежный мяч, или искусство выигрывать нечестную игру'' (Michael Lewis "Moneyball: The Art of Winning an Unfair Game"). В основе как книги, так и фильма лежит реальная история. Даже не история, а одна из страниц истории бейсбольной команды Oaklend Athletics.
Периоде в истории команды (1996-2004), когда бюджет ее описывался такими вот словами из фильма:
Есть хорошие команды — на самом верху, есть плохие, потом идет просто 50 футов дерьма, а потом идем мы
Сравнительное состояние иллюстрировалось следующим образом
На скрине кстати все выглядит не супертрагично. Разница с топ-командами всего в 2 с половиной раза.
Об истории команды, да и о бейсболе вообще, отлично написано на бейсбольном портале Stolen Base.
Главным героем картины является генеральный менеджер A's Билли Бин (Брэд Питт).
ГМ с помощью молодого выпускника Йеля Питера Бренда (Джона Хилл)
противостоит традиционализму команды скаутов клуба
и главному тренеру Арту Хоу (Филип Сеймур Хоффман).
Билли и Питер все таки маниболлят команду к сезону. Далее уже по сезону тренер продолжает ставить препоны новому методу работы, формируя состав на игру по-старинке. Поэтому ГМу приходится придумывать креативные методы борьбы - увольнять и менять игроков, которых тренер ставит в основу. Здесь у меня понимания ситуации не случилось. Во-первых, позиция ГМ. А не проще ли, имея хоть и шаткую поддержку руководства, и все равно ставя свою карьеру на карту, уволить главного тренера к собачьим чертям? Зачем эти инновации? Во-вторых, позиция тренера. Ты тренер, ты отвечаешь перед своим непосредственным работодателем - генеральным менеджером - за результат. Результата нет. А ты все равно продолжаешь гадить ГМу. Где логика?
Кроме того, по сезону надо маниболлить еще и игровую стратегию. И эти приходится заниматься самому ГМу со своим верным помощником. Поэтому эпизодами Билли Бин показан классным психологом со всяческими настроечными афоризмами типа:

Ты веришь в нашу затею? Тогда иди до конца!
***
Ненавижу проигрывать. Даже сильнее, чем хочу выигрывать.

Или с цитатами из менеджерского опыта
Услышав нужный тебе ответ - вешай трубку.

Этот фильм о том, как с помощью саберметрики команда добилась выдающегося локального результата в Американской лиге в сезоне 2002 года - 20 побед подряд.
Но Билли понимает. Рекорд - это всего лишь рекорд.
Нас забудут. Если мы на этом остановимся. Если Янкиз выиграют Мировую серия, то просто порадуются и выпьют шампанского. А если это сделаем мы со своим бюджетом, то можем изменить все.
Не смогли. Не смогли даже дойти до игр Мировой серии, проиграв в первой же квалификационной игре навылет.
С Маниболлом ты можешь выигрывать длительный, напряженный и насыщенный чемпионат. Но как только команда вступает в фазу игр навылет, то результат делают звезды. Те самые, на которых у тебя нет денег, и которые решают в одиночку судьбы матчей.
Фильм заканчивается не этим поражением, а совершенно идиотским отказом Билли Бина стать ГМом Бостонских Красных носков (Boston Red Sox) - одной из самых богатых команд Лиги. Несмотря на то, что владелец команды дает понять Билли, что разделяет его подход к стратегии развития команды и делает предложение в ! 12,5 млн. долларов зарплаты в год, Билли остается в A's. Человек говорит тебе - давай с помощью твоей системы перестроим команду, но на другом финансовом уровне, и выиграем главный бейбольный титул в мире. А ты решаешь, что "пионер не ищет легких путей" и безуспешно пытаешься доказать, что команда именно с мизерным относительным бюджетом все таки может. Проявление форменного идиотизма или трусости, которое слегка подпортило просмотровые ощущения.
Фильм номинировался на ОСКАР-2012 в целых шести категориях (лучший фильм, лучшая мужская роль (Брэд Питт), лучшая мужская роль второго плана (Джона Хилл), лучший адаптированный сценарий (Стивен Заиллян, Аарон Соркин, Стэн Червин), лучший монтаж и лучший звук). Ни одной награды не завоевал.
В любом случае, мне фильм понравился. Не идеальные переводы бейсбольных терминов, но вполне приличный дубляж и подобранные голоса. Считаю фильм достойным коллекции и повторных просмотров.
Трейлер

Комментариев нет:

Отправить комментарий