четверг, 24 ноября 2011 г.

Развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года

На сайте Комитета по транспортно-транзитной политике выложена та самая программа, которая обсуждалась на Правительстве во вторник.
Пожалуй, надо признать, что я ошибся, сказав, что вся Программа – это строительство ЗСД и метрополитена, не больше.
На самом деле ЗСД в Программе отсутствует. Его финансируют в соответствии с Долгосрочной целевой программой (которую можно найти, например, на сайте Законодательного собрания).
 Вот с чего начинается информационное сообщение на сайте КТТП
Комитет по транспортно-транзитной политике разработал целевую программу «Развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года» в рамках реализации одобренной «Транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года». Сегодня на заседании Правительства Санкт-Петербурга данная программа была принята. Общий объем финансирования программы за 2012-2015 годы составит 137,3 млрд. рублей. «Программа развития транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года является логичным продолжением утвержденной Транспортной стратегии, основная цель которой формирование сбалансированной транспортной системы города, обеспечивающей высокое качество городской среды и жизни горожан», - отметил председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Алексей Бакирей.

Гордым словом ПРОГРАММА называют обычный план мероприятий по типу адресной инвестиционной программы, которая традиционно формируется по принципу: Кто Что отлоббировал, тому и денежки.
 Обещанное Алексеем Бакиреем «формирование сбалансированной транспортной системы города, обеспечивающей высокое качество городской среды и жизни горожан» представляет из себя унылое зрелище, которое я и попытаюсь подробно проанализировать.
Почувствуйте, насколько лучше мы будем жить после реализации всех программных мероприятий

Паспорт программы 
Ожидаемые конечные результаты  реализации Программы
увеличение на три процента скорости сообщения
на автомобильном транспорте, на 10 процентов –
на наземном пассажирском транспорте, на 40 процентов – на пассажирском транспорте на участках приоритетного движения;
снижение на четыре процента числа заторовых перекрестков;
сокращение на 18 процентов числа дорожно-транспортных происшествий;
повышение доли населения, пользующегося услугами городского пассажирского транспорта, до 68 процентов;
увеличение на 1,8 процента протяженности магистральной дорожной сети.

Вот что нашлось далее по тексту различных пояснений и что на самом деле означают ожидаемые конечные результаты

1.      Увеличение скорости сообщения на автотранспорте на 3%
Далее приведены следующие данные
Скорости сообщения на автомобильном транспорте составляют в среднем по центральной планировочной зоне – 10-15 км/ч, в пределах плотной застройки – 20-26 км/ч, на заторовых направлениях – 6-10 км/ч.
То есть, средняя скорость проезда в центре увеличится до диапазона 10,3 – 15,45 км/час.

2.       Увеличение скорости сообщения на наземном пассажирском транспорте на 10%
Средняя скорость сообщения на наземном пассажирском транспорте в часы пик на наиболее загруженных направлениях составляет 8-12 км/ч
Скорость увеличится до 8,8 – 13,2 км/час
По поводу увеличения скорости на участках приоритетного движения на 40% - не совсем понятно в сравнении с чем. Если все с той же средней скоростью, то она (если на направлении заработает приоритетность) вырастет до «грандиозных величин» в 11,2 – 16,8 км/час.

3.      Снижение числа заторовых перекрестков на 4%
Системные заторы регулярно возникают на подходах к 245 перекресткам, что составляет около 20 процентов всех регулируемых пересечений.
Число таких перекрестков (если не возникнет новых на остальных 80% регулируемых пересечений) уменьшится на целых 10 единиц.

4.       Сокращение числа ДТП на 18%
Число ДТП по вине водителей в рассматриваемый период сократилось всего на 11 процентов, составив в 2010 году 6007 случаев, в то время как число ДТП по вине пешеходов за тот же период снизилось на 46 процентов (1421 случай в 2010 году).
То есть, в 2010 году произошло 7428 случаев ДТП.  А станет их чуть больше 6000. Сокращение почти на 1500. Очень приличный результат с учетом того, что достигнут он будет (если будет) сравнительно за копейки.
Правда, дальше обнаруживается некоторые нестыковки.
В таблице Ожидаемых результатов на стр. 10 Программы, там где результаты разложены по годам с указанием ответственного исполнителя, указано следующее
Количество ДТП на 10 тыс. зарегистрированных транспортных средств: 2011 год – 39,9 случаев, 2015 год – 36,2 случая.
Во-первых, уменьшение лишь на 9%, а не на 18 обещанных на странице 2.
Во-вторых, базовое значение на 2011 год выглядит странно.
Парк легкового транспорта в Санкт-Петербурге составляет 1462,4 тыс. автомобилей, из них в индивидуальном пользовании – 1376,6 тыс. автомобилей и 85,7 тыс. автомобилей в пользовании юридических лиц; уровень легковой автомобилизации составляет 310 автомобилей на 1000 жителей.Парк грузового транспорта в Санкт-Петербурге составляет 129,0 тыс. автомобилей, из них в индивидуальном пользовании – 56,4 тыс. автомобилей и 72,6 тыс. автомобилей в пользовании юридических лиц.
То есть всего 1591,4 тыс. автомобилей.
В 2010 году, как уже выяснено было 7428 случаев ДТП. Или 46,7 случаев на 10 тыс.  автомобилей. Что означает, что за 2011 год безо всяких мероприятий число ДТП упадет на 14%. А потом за 4 года с мероприятиями темпы снижения достигнут 2% в год.
Даже с учетом дальнейшего роста автомобилизации представленные показатели вызывают вопросы.

5.     Повышение доли населения, пользующегося услугами городского пассажирского транспорта, до 68 процентов
Базовое значение в тексте не нашел. Встречал в различных источниках, что 80% жителей города регулярно или эпизодически пользуются услугами ОТ. Вряд ли она являлась базовой для программы.

6.    Увеличение протяженности магистральной дорожной сети на 1,8%
… протяженность УДС – 3140,8 км, в том числе протяженность магистральных улиц и дорог – 1602 км
Протяженность увеличится до 1630 км. В среднем увеличиваясь по 7 км в год.
Мероприятия Программы с суммарными объемами финансирования за весь 4-летний срок Программы
Название направления
Всего
в 2012-2015 гг.,
тыс. руб.
В % от общего финансирования
Инновации в сфере транспортного комплекса
Санкт-Петербурга
12 000
0
Стратегическое транспортное планирование
199 542
0,2
Доступность транспортного комплекса Санкт-Петербурга
82 378 138
60,0
Эффективность транспортного комплекса Санкт-Петербурга
48 249 099
35,1
Безопасность транспортного комплекса Санкт-Петербурга
6 488 289
4,7
ИТОГО
137 327 069
100



















А теперь заглянем в перечни мероприятий внутри каждого из направлений, которые по замыслу разработчиков ведут нас в «прекрасное недалеко».

Направление «Инновации в сфере транспортного комплекса Санкт-Петербурга»

Почти 4 страницы текста про инновации, которые заканчиваются сведением 12 млн.руб. в табличку со следующими ИННОВАЦИОННЫМИ мероприятиями
- организация встреч
- издание печатной продукции
- проведение конкурса инновационных проектов
Ни в одном из четырех других направлений не представлено и странички описательного текста, несмотря на то, что «весят» в расходах они не в пример больше.

Направление «Стратегическое транспортное планирование»

Направление, на мой взгляд, самое важное, несмотря на малый удельный вес в расходах.
Вопросы вызывает здесь то, что и Транспортная модель и КТС разрабатываются в течение одного года (2012).
Транспортная модель вне всякого сомнения должна у города быть. Более того, она должна быть публичной.
Насколько я знаю, официально признанной на уровне Правительства модели в настоящее время не существует. В таком случае ее необходимо разработать.
Как тогда можно разработать КТС без модели?
Или как можно разработать и модель, и КТС всего за год?
КТС к слову сказать документ уровне Генерального плана развития города.  По большому счету – это один из разделов генплана.
А тут – «шашки наголо» - за год, за 30 млн., легко.
Потом результаты по мероприятиям направления:
Доля проектов планировок по неосвоенным территориям, для которых предварительно разработаны схемы комплексного транспортного обеспечения территорий будет в 2015 году доведена до 35%.
Как можно вообще проектировать освоение территорий без схем транспортного обеспечения?
А если разработан инструмент для разработки (Транспортная модель) и целеуказания (КТС), то почему всего 35%, а не 100%?
Остальные результаты даже не проанализировать. Набор цифр, не привязанных к каким-либо конкретным проектам.

Направление «Доступность транспортного комплекса Санкт-Петербурга»

Самое капиталоемкое. Что же внутри?
Основными задачами направления «Доступность транспортного комплекса Санкт-Петербурга» являются: - развитие метрополитена;

- развитие наземных видов городского пассажирского транспорта, включая строительство трамвайных и троллейбусных линий, развитие энергетического хозяйства городского пассажирского электрического транспорта, строительство и реконструкцию парков, диспетчерских станций  и разворотных площадок;- обеспечение приоритетного движения наземного городского пассажирского транспорта, в том числе путем выделения полос для движения наземного общественного пассажирского транспорта и обособления трамвайных путей.
А если свести эти задачи в одну табличку, получится следующее
Название задачи
Всего
в 2012-2015 гг.,
тыс. руб.
В % от общего финансирования
Развитие метрополитена
68 170 457
82,8
Развитие наземных видов ГПТ
13 906 325
16,9
Обеспечение приоритетного движения наземного ГПТ
301 356
0,3
ИТОГО
82 378 138
100













Для понимания того, что предлагает Программа по направлению, приведу еще одну цитату с сайта КТТП
Мероприятия Программы «Доступность транспортного комплекса» призваны обеспечить равные возможности в реализации потребностей на передвижения для всех жителей Санкт-Петербурга, независимо от уровня их дохода, социальных характеристик или наличия автомобиля.Программой предусмотрено приоритетное развитие метрополитена.Мероприятия по развитию наземного городского пассажирского транспорта предусматривают в том числе:-приобретение не менее 400 единиц подвижного состава;-реконструкцию 12 км трамвайных путей и 124 км контактной сети трамвая и троллейбуса;-реконструкцию 6 зданий  депо трамвайных и троллейбусных парков;-проектирование и строительство новых диспетчерских станций  и разворотных площадок.Предусматривается организация 40 км выделенных полос для приоритетного движения общественного транспорта, развитие системы электронного контроля оплаты проезда и автоматизированной системы управления городским пассажирским транспортом.
Что касается метрополитена, анализировать мероприятия нет смысла. Достаточно посмотреть чуть ниже на результаты от реализации (за 68 млрд.руб. или 17 млрд. в год из бюджета СПб).
Что касается второго по капиталоемкости задачи – наземного транспорта, то на наиболее капиталоемких ее мероприятиях стоит остановиться поподробнее.
Реконструкция трамвайных путей 3,15 млрд.руб.
По состоянию на начало 2011 года в городе эксплуатируется 483 км трамвайных путей (в километрах одиночного пути).
Из них, 235 км (62%) требуют капитального ремонта и реконструкции, а из них 33,9 км находятся в аварийном состоянии.
КТТП (см. выше) обещает реконструировать 12 км (надеюсь, двойного пути) к концу 2015 года. Без комментариев.
Следует еще отметить, что первые средства на реконструкцию путей в Программе заложены на 2014 год.
Цифра 3,15 млрд.руб. тоже вызывает вопросы.
Если ориентироваться на 12 км реконструкции, то 1 км будет стоить бюджету 262,5 млн.руб.
Стандартные работы, которые выполнялись при реконструкции существующих путей под ускоренный режим движения по заказу КБДХ-КРТИ в 2007-2010 г.г. обходились бюджету от 55 до 145 млн.руб. за 1 км.
Хотя и при стоимости 100 млн.руб. за 1 км заложенные средства позволят отреконструировать всего 31 км двойного пути (потребность см. выше).
Приобретение подвижного состава: Трамваев 3,9 млрд.руб., Троллейбусов 2,9 млрд.руб.
(Из них в первые два года Программы всего 1,1 и 0,7 соответственно)
По состоянию на начало 2011 года парк подвижного состава ГУП Горэлектротранс состоит из 782 трамваев и 629 троллейбусов.
Из них:
По трамваям средний износ по парку 75%, а с износом в 100% находятся 461 единица (59%)
По троллейбусам средний износ по парку 68%, а с износом в 100% находятся 276 единиц (44%)
КТТП (см. выше) обещает закупку не менее 400 единиц подвижного состава (это с учетом и трамваев, и троллейбусов, и автобусов на перевозки по социальным маршрутам (550 млн.руб. в Программе, кстати сказать, не откладывая на конец реализации, а все в 2012 году).
А что можно купить за заложенные в Программе средства.
 За последние годы средняя закупочная стоимость составляла:
По трамваям
ЛМ-2008 11 млн.руб.
ЛВС-2005 22 млн.руб.
По троллейбусам
ВМЗ 5,3 млн.руб.
Тролза 6,6 млн.руб.
Таким образом,  трамвайный парк за 4 года можно обновить на 230 единиц при следующих допущениях:
- это будет продукция от Вагонмаша;
- цена не повысится;
- закуплено будет примерно равное количество коротких ЛМ-ов и сравнительно длинных ЛВС-ов.
 Продукция Вагонмаша широко распространена у нас в городе, НО
- в цену никогда не включалось техническое обслуживание, а качество сборки тоже никогда там во главу угла не ставилось
- в настоящее время завод перманентно атакуется кредиторами, и его будущее как минимум туманно
Если предположить закупку  белорусских трамваев, то их цена уже как минимум 40 млн.руб., что означает обновление парка не более чем на 78 единиц.
Зарубежный 30-ти метровый низкопольник обойдется и того дороже.  Даже совместное творение Альстома и ТМХ вряд ли будет стоить дешевле 70 млн.руб. А это уже всего 45 новых трамваев.
Троллейбусный парк обновится (может быть) на 480 единиц, если средняя закупочная цена не превысит 6 млн.руб. за штуку.
Опять таки, прогнозируйте сами что же будет закупаться и будет ли при этом хоть немного повышен комфорт при поездках.

Где предусматривается обещанная КТТП организация 40 км выделенных полос для приоритетного движения общественного транспорта я среди мероприятий так и не нашел.  Может плохо искал? А может это разработчикам приснилось во сне?

Третья же задача направления «Обеспечение приоритетного движения наземного ГПТ» загадочным образом исключила трамвай и звучит в тексте как «Установка ТСОДД для обеспечения приоритетных условий движения автобусного и троллейбусного транспорта».

Ну а теперь перейдем к самому интересному – результатам, которые достигаются расходованием 82 млрд. бюджетных рублей.

1.   Будет построено целых 3 новых станции метро, а протяженность сети увеличится на 2,6 км.
2.    Протяженность трамвайных маршрутов увеличится на 6,2 км (непонятно, правда, как, если мероприятий по новому строительству нет, кроме строительства конечных станций).
3. Среднегодовой объем транспортной работы наземным электротранспортом увеличится на 1,4 млн.км. (2,3%).  Это притом, что среднюю скорость обещают увеличить в диапазоне от 10 до 40%.
4.  Среднегодовой объем транспортной работы автобуса увеличится на 30 млн.км (22,4%).  Правда при этом объем перевозки пассажиров не изменится (275,3 млн.пассажиров в год). Что это значит для бюджета? Правильно. Бюджет платит больше субсидии, не увеличивая выручку.  Что это  значит для нас пассажиров? Правильно. Город для компенсации своих затрат будет увеличивать цену билетов.
5.  Среднегодовой объем перевозки пассажиров метрополитеном вырастет на 9 млн.  пассажиров. Спорно, ведь куда их распихать в центре города непонятно, а суммарная вместимость по метрополитену прогнозируется неизменной (365,1 тыс.мест).
6. Суммарная вместимость по наземному автотранспорту и наземному электротранспорту останется неизменной. 294 и 210 тыс.мест соответственно.
7.    Среднегодовой объем перевозки пассажиров наземным электротранспортом не измениться тоже (321,6 млн.пассажиров).

И снова, решайте сами, являются ли приведенные результаты адекватными произведенным расходам?  И ведут ли эти результаты в светлое будущее «высокого качества городской среды и жизни горожан»?

Направление «Эффективность транспортного комплекса Санкт-Петербурга»


Мероприятий в перечне направления очень много. Не берусь судить о необходимости их реализации, как в полном, так и в частично объеме. Но отмечу следующее:
- большая часть мероприятий связана со строительством и реконструкцией УДС;
- ни одно из при мероприятий не прошло проверку на необходимость посредством оценки с использованием транспортной модели (конечно, она же не разработана, хотя и будет скоро, как обещает Программа);
- список мероприятий «тупо» перенесен из ранее разработанных адресно-инвестиционных программ и подобных документов.


Ну и бросилось в глаза одно конкретное мероприятие из перечня -  оказывается, всего за 10,5 млрд.рублей за 4 года город избавится от 4 переездов по пути следования скоростных поездов «Аллегро» и «Сапсан».  Потом, после 2015 года бюджет добавит КТТП еще 4 млрд. и переезды исчезнут как класс.


А теперь о результатах уже всего за 48 млрд.руб.
Будет построено 80 км УДС и 7 путепроводов. И ВСЕ. Во как!

Направление «Безопасность транспортного комплекса Санкт-Петербурга»

КТТП
В рамках направления по безопасности функционирования транспортной системы Программой предусмотрено:-строительство 26 внеуличных пешеходных переходов на магистралях с наибольшей интенсивностью движения;-строительство 206 и реконструкция 176 светофорных объектов, их оснащение устройствами звуковой сигнализации; -установка искусственных дорожных неровностей и других технических средств организации дорожного движения.
Основные расходы по направлению из суммарных 6,5 млрд.руб.:
- строительство внеуличных пешеходных переходов – 1,87 млрд.руб. (не совсем понятно где, но в среднем по 72 млн.руб.  к переход);
- ремонт и содержание ТСОДД – 1,35 млрд.руб., из которых 970 млн.руб.  затрат на «чистое» содержание, т.е. на зарплату.
- содержание дорожной разметки 1,3 млрд.руб. (с вечным вопросом «Ну почему разметку на одно и то же место надо наносить по 10 раз в год?»)


И наконец-то последние результаты по последнему направлению
1.    Количество обслуживаемых ТСОДД увеличится на 8 с лишним тысяч единиц. Эта цифра мне ни о чем не говорит, но зато с ее помощью можно вычислить, что  обслуживание одного средства ТСОДД обходится бюджету в среднем в 2400 рублей в год.
2.       Среднегодовой объем нанесения (в том числе восстановления) дорожной разметки увеличится 120 тыс.кв.м. (с 622 тыс.кв.м.  2011 году до 742 тыс.кв.м. в 2015 году). А краски-то сколько надо! И не сосчитать!
3.       Количество вновь построенных (организованных) наземных пешеходных переходов вырастет с 64 до 215 единиц. Непонятно как это понимать!


В  заключение снова приведу слова Губернатора Полтавченко о Программе, приведенные на официальном сайте Администрации
«Представленная программа отличается конкретикой, - отметил губернатор Георгий Полтавченко. – Она рассчитана на осуществление только тех работ, которые будут реально финансироваться. По этому документу можно работать».
а также слова Председателя КТТП Бакирея о том, каких в целом результатов достигнет Программа
«Программа развития транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года является логичным продолжением утвержденной Транспортной стратегии, основная цель которой формирование сбалансированной транспортной системы города, обеспечивающей высокое качество городской среды и жизни горожан»
И в последний раз решайте сами насколько приведенные слова соответствуют программным мероприятиям и прогнозируемым результатам реализации.
Решайте также сами, что ждет нас всех в недалеком будущем, сможем ли мы пользоваться каким-либо видом транспорта кроме собственных ног, какие еще инфраструктурные проекты новое руководство города решит «похоронить» и т.д. и т.п.

Комментариев нет:

Отправить комментарий