вторник, 29 ноября 2011 г.

Из Петербурга в Москву за пенсионные деньги

На сайте Ведомостей появилась новая информация относительно мега-проекта высокоскоростной магистрали Москва - Петербург.
К информации на начало месяца добавилось несколько "пикантных" подробностей.
Сначала Ведомости начинают путаться в деньгах со ссылкой на пояснения в несуществующей "врезке" и говорят о 1,8 трлн.руб. государственных расходов, да еще и в ценах прошлого года без НДС.
Потом цифра все-таки дается соответствующая имеющейся 696,2 млрд.руб. Вот здесь как раз в ценах прошлого года без НДС, о чем в статье почему-то упомянуть уже постеснялись.
Ну а дальше начинаются "пикантные" подробности.
С одной стороны дочка РЖД "Скоростные магистрали" как будто бы занимается разработкой проектной документации. Или собирается начать.
Но за бюджетные деньги.
Кроме того, бюджет должен оказывается профинансировать от 50 до 70% капитальных затрат, что, принимая во внимание вышеупомянутого отсутствия НДС, составит от 410 до 570 млрд.руб., которые будут увеличены из цен 2010 года в цены 2012 года и превратятся в 500-700 млрд.руб.
Далее выясняется, что это проект на основе государственно-частного партнерства. И что строить будет концессионер, который будет выбран на конкурсе и которому придется принести в проект недостающие средства. Непонятно, правда, причем здесь тогда дочка РЖД, занимающаяся проектом.
Понятно одно, бюджетные затраты составят в ценах 2010 года около 70 млрд.руб. на подготовку территории и проектирование плюс 570 млрд.руб. гранта на строительство. Итого - 640 млрд.руб.
Разница с озвученной стоимостью строительства 180 млрд.руб. или примерно 4,5 млрд.евро.
Это, конечно, очень даже крупная сумма. И за здорово живешь в банках такую сумму не поднять.
Поэтому, чтобы облегчить жизнь концессионеру "Скоростные магистрали" предлагают:

Правительству следует проработать возможность выдачи концессионеру гарантий ВЭБа на кредитные средства. Привлечь же их в необходимом объеме можно в пенсионных фондах, в том числе Пенсионном фонде России. В соответствии с инвестиционной декларацией последнего тот мог бы предоставить концессионеру до 178 млрд руб. под госгарантии, пишет «дочка» РЖД. Получается, что инвестору придется привлечь от 10 млрд до 130 млрд руб.
Откуда цифры необходимых привлеченных средств в размере от 10 до 130 млрд.руб. непонятно.
А еще более непонятно, зачем тогда концессионер. Или это "специально обученный" и "специально назначенный" концессионер?
Который спокойно освоит пенсионные средства и испарится, не внеся ни копейки собственных?
Такие проекты не окупаемы нигде в мире без участия государства, замечает партнер The Boston Consulting Group Андрей Тимофеев. Но и частные инвестиции в инфраструктурные проекты, подобные этому, без государственных гарантий привлечь практически невозможно: сроки окупаемости инвестиций очень большие, а доходность невысокая, отметил он.
Это действительно так. НО
Если это проект ГЧП, то проведите "честный" открытый конкурс, предоставьте грант на строительство, дайте гарантии по привлеченным средствам в соответствии с концессионным соглашением.
Но не надо рассказывать о конкурсах под 100% бюджетные средства вместе с низкопроцентными длинными деньгами ПФР.


На Фонтанке, перепечатывая статью Ведомостей, добавляют еще о том, что стоимость билетов составит 3-4 тысячи рублей.
То есть, при озвученном ранее прогнозе пассажиропотока в 8 млн.пассажиров в среднем в год, годовая выручка составит около 30 млрд.руб.
Что такое 30 млрд. руб. в год при капитальных затратах более 800 млрд.руб.?
Ответ, правильно 3,75%.
ОК. Не 800, а только "негосударственная" часть в 180 млрд. - 16,7%.
Кредит, минимум, под 6% плюс эксплуатационные расходы, объем которых РЖД не раскрывает.
Где здесь вообще может быть окупаемость?

Давайте будем честны друг с другом. Если дорога так стратегически важна, пусть ее построят за бюджетные деньги.
Но тогда о выручку пусть собирает государство. А не РЖД лично или, тем более, какие-то дочки РЖД!

Комментариев нет:

Отправить комментарий