среда, 9 ноября 2011 г.

"Новые" высокоскоростные магистрали

В сети появились некоторые цифры по проекту скоростного сообщения СПб-Москва.

Прогнозы объемов перевозок выглядят внушительно, но им я верю.
Все таки поездка поездом в Москву и обратно на порядок комфортнее такой же самолетом.
А если еще и время в пути сократится до 2,5-3 часов - вообще будет счастье.
Так что прогнозы даже скорее недооценивают будущий спрос.

Вопрос в другом.
Кто за это заплатит и кто будет получать прибыль?

1. На первый вопрос ответ может быть только один - бюджет. Первой ласточкой будут 90 млрд. на подготовку территории и вынос коммуникаций. И я очень сомневаюсь, что собственный инвестбюджет РЖД потянет остаток.
А остаток-то немалый.
Заявленный в статье объем капзатрат 696,2 млрд.руб. без НДС в ценах 2010г. Или больше 820 млрд.руб. с НДС. ИЛИ 1,25 МЛРД,РУБ. (около 30 млн.евро) ЗА КАЖДЫЙ КИЛОМЕТР ПРОТЯЖЕННОСТИ МАРШРУТА.
И это без учета затрат на реконструкцию вокзалов и закупки подвижного состава.
На самом деле, пару лет назад на стадии разработки ТЭО шла речь о сумме свыше 1 трлн.руб. без подвижного состава, а, обычно, на каждой последующей стадии проектирования объемы затрат только увеличиваются.
А форма КЖЦ для контракта может увеличить затраты даже в разы.
Ну да Бог с ним. Будем считать, что заявляемые сейчас цифры соответствуют действительности.
Даже для простоты расчета будем считать, что эксплуатационных расходов будет ноль, хотя на самом деле это не так.
Возьмем средний прогноз за период с 2020 по 2050гг. в размере около 8 млн.поездок в год.
Даже если в ценах 2010г. тариф на проезд будет составлять 5000 руб., годовая выручка составит 40 млрд.руб.
Срок окупаемости проекта с учетом пяти лет проектировочно-подготовительно-строительного периода и без учета приведенной стоимости (просто в номинальных цифрах) составит ....  БОЛЕЕ 20 лет.
Поэтому экономической эффективностью в проекте и не пахнет.
И поэтому от ответа на первый вопрос плавно переходим к ответу на второй.

2. А вот прибыль будет собирать РЖД.
В принципе, если "забыть" инвестзатраты (списать их под бюджетный грант), то проект выглядит просто глянцево. 40 ярдов выручки за год! А? Каково? А честных затрат всего-ничего. Ну всяко не больше 5 млрд.
Как же я хочу владеть парой сотых процента акций такой компании.

Вообщем, очередной мега-проект, за который платит государство (по в разы завышенным ценам), а дивиденды получат конкретные физлица.
Одна радость (наверное). При реализации проекта (не таком, как экс-ВСМ) пассажиры все-таки получат возможность быстро и безболезненно прокатиться в Москву.

Комментариев нет:

Отправить комментарий