вторник, 11 июня 2013 г.

Сколько стоит метро построить (update)


Июньские данные приведены с обменными курсами C$1.25 = S$1 = US$1 = 3.8 yuan = 100 yen = 800 won; £1 = $1.50; €1 = $1.25; CHF1 = $1.65.

Итак, страны "развивающиеся". Автор оригинального текста пытается привести стоимости к корректному сравнению, используя дефляторы на основе страновых паритетов покупательной способности (ППС).


1) Thomson MRT Line (Сингапур). Строительство еще не началось, ввод в эксплуатацию планируется на 2019-2021 годы. Цена 18 млрд. сингапурских долларов за 30 км. Поскольку это проект отдаленного будущего, то удельная стоимость у него в $600 млн. за 1 км является всего лишь ценовым ориентиром, с высокой долей вероятности стремящимся вверх.

2) Sha Tin to Central Link (Гонконг). Сдвоенный тоннель протяженностью 1 км по стоимости £270 million. Уже строится, окончание запланировано на 2018 год. В долларах с коррекцией на ППС (0,7 как предписано Мировым Банком) получается $586 млн. за 1 км.

3) Singapore Downtown MRT Line (Сингапур). Строится с 2008 года, планируемое завершение работ в 2017 году. 42 км за 20,7 млрд. сингапурских долларов. Полностью подземная линия. Первоначальная оценка стоимости была на 70% ниже. На сегодня получается уже $493 млн. за 1 км.

4) Marmaray Tunnel (Стамбул, Турция)Проект Мармарай - подводный железнодорожный туннель, связывающий европейскую и азиатскую части города, протяженностью 13,6 км оценивается в $3,5 млрд. или $257,4 млн. за 1 км. Коррекция с ППС от МБ дает целых $429 млн. за 1 км. Автор корректирует на свое значение ППС, получая $333 млн. за 1 км. Высокая стоимость связана с экстремальными геологическими условиями.

5) Budapest Metro Line 4 (Будапешт, Венгрия). Полностью подземная линия строится с 2006 года, завершение работ в 2014 году. Цена 400 млрд. форинтов за 7,4 км. За 100 форинтов сейчас дают примерно 0,45 доллара, а если скорректировать по ППС, то получается $358 млн. за 1 км (хотя если взять ППС от МБ в 0,6, получается $400 млн.).
6) Fukuoka, Nanakuma Line (Фукуока, Япония). Продлении линии в Хакату. Начало строительства запланировано на 2014 год, окончание - 2020 год. Стоимость - 45 млрд. йен за 1,4 км. По всей вероятности (существующая линия полностью подземная) продление тоже подземное. Тем более, что трассировка проходит через загруженные улицы. Итого, $321 млн. за 1 км.
7) Cairo Metro Line 3, Phase 1 (Каир, Египет). Первый участок линии начал строиться в 2006 году, а введен в эксплуатацию в 2012 году. Участок полностью подземный (на фото по последней ссылке платформа надземной станции???). Протяженность 4,3 км, стоимость 4.2 млрд. египетских фунтов. За один доллар таких фунтов дают почти 7, поэтому с учетом корректировки на ППС (у МБ 0,4, здесь чуть больше) стоимость 1 км составляет $310 млн.
8) Stockholm City Line (Стокгольм, Швеция). Завершение строительства 2017 год. В ценах 2007 года стоимость оценивалась в 16,8 млн. крон за 6 км тоннеля и 1,4 км моста. Сейчас курс крона/доллар составляет 6,6, тогда был чуть выше - 6,8. ППС корректировка для Швеции работает в противоположную сторону, по данным МБ ППС составляет 1,4. Итого, $259 млн. за 1 км.
9) Dnipropetrovsk Metro extension (Днепропетровск, Украина). Продление существующей линии метро, полностью под землей. Строиться начало в 2008 году, завершение в 2015 году. €367 млн. за 4 км. С учетом ППС в 0,5 получится 229 млн. за 1 км.
10) Sofia Metro Line 2 (София, Болгария). Построена в 2008-12, €952 млн. за 17 км. Корректируя на ППС, стоимость 1 км выходит $148 млн. Линия не полностью подземная, над землей проходит около 2-3 км. На самом деле в отечественных интернетах довольно много информации о софийском метро. Здесь отличный фотообзор. Там же и в Википедии значится протяженность всего в 11 км (17 км протяженности планируется на Линию 3, которая начнет строится в 2014 году). Поэтому стоимость получается выше - $216 млн. за 1 км.

11) Malmö City Tunnel (Мальме, Швеция). Строительство 2005-10. 9 млрд. шведских крон за 4,65 км. $212 млн. за 1 км.
12) Sao Paulo Metro Line 6 (Сан Паоло, Бразилия). Строительство запланировано на 2014 год. Стоимость 7,8 млрд. бразильских реалов за 15,9 км, из которых примерно 84% под землей. У автора странное вычисление, он получил $250 млн. за 1 км. Может, это вызвано не полностью подземной трассировкой? У меня получилось с применением курса 0,47 к доллару и ППС от МБ в 1,1 $207 млн. за 1 км.
13) Sao Paulo Metro Line 4 (Сан Паоло, Бразилия). Строительство началось в 2004 году, первый участок открыт в 2004 году, завершение строительства запланировано на 2014 год. 5,6 млрд. бразильских реалов за 12,8 км полностью подземной линии. Аналогичный расчет, из которого понятно, что автор использует значение ППС меньше единицы, которое для Бразилии значилось в отчете МБ в 2009 году и раньше. На сегодня получается $187 млн. за 1 км. Похоже, с инфляцией получится как раз предыдущая удельная стоимость.
14) Baghdad Metro (Багдад, Иран)Творение Альстома, надземное метро протяженностью 22 км стоимостью $1,5 млрд. или $68,2 млн. за 1 км. С учетом ППС стоимость растет до $170,5 млн. за 1 км, хотя автор применяет значение ППС в 0,7, а МБ дает 0,4. Соответственно, у автора цена вопроса всего $97,4 млн.

15) Bangalore Metro Phase 2 (Бангалор, Индия). Завершение строительства запланировано на 2017 год. 264 млрд. рупий за 72,1 км. $164 млн. за 1 км. Судя по "военным действиям", развернутым NIMBYстами, проживающими вдоль трассы, линии не будет построена никогда. Кстати, по словам индийских экспертов, цена строительства 1 км тоннеля составляет 300 млн. рупий (с поправкой на 0,4 ППС $132 млн.), а эстакады 260 млн. рупий ($114 млн.).
16) Lucern Zentralbahn (Люцерн, Швейцария). Тоннель протяженностью 1,32 км построен в 2008-13 годах. Стоимость 250 млн. швейцарских франков или $151 млн. за 1 км
17) Beijing Subway (Пекин, Китай). Средняя стоимость около $150 млн. за 1 кмЛиния 8, Этап 2 - $2,5 млрд./17 км. Линия 6, Этап 1 - $4,9 млрд./30 км. Линия 14, Этап 1 - $4,5 млрд./30 км. Все три проекта (первые два гарантированно, третий предположительно) полностью подземные.

18) Delhi Metro, Phase 3 (Дели, Индия)Третий этап строительства городского метрополитена. Протяженность 108 км, из которых в подземной части 41 км, остальное на эстакаде. Стоимость 30 млрд.рупий, что на сегодня составляет примерно $5,25 млрд. или $48,6 млн. за 1 км. С учетом ППС (по данным Мирового Банка 0,4) стоимость 1 км превращается в $122 млн.

19) Mexico City Metro Line 12 (Мехико, Мексика). Построена в 2007-12 годах. $1.8 млрд. за 26,4 км, примерно половина из которых под землей. Автор использует довольно высокое значение ППС, получая стоимость 1 км в 90 млн. Но МБ рекомендует сейчас значение 0,6, так что я бы получил бы $114 млн. за 1 км.

20) Vancouver Evergreen Line (Ванкувер, Канада). В стройке с 2012 года, завершение в 2016 году. 1,4 млрд. местных долларов за 10,9 км, из которых под землей всего 2 км, но для Скайтрейна разница в подземном или надземном исполнении стремится к нулю. О Скайтрейне я уже писал, но стоимость "Вечнозеленой" мне тогда на глаза не попадалась. С учетом того, что канадский доллар стоит чуть меньше американского, но ППС поправка у Канады 1,2, стоимость 1 км составляет $109 млн. Довольно смешная цена для такой системы. Однако следующее продление - линия UBC протяженностью в 12,4 км - предварительно оценивается уже в 2,8 млрд. местных долларов ($276 долларов за 1 км).
21) Dubai Metro, Lines 1, 2 (Дубаи, ОАЭ). Построены в 2005-11, станции с премиум отделкой, автоматизированное движение, как в Ванкувере. Но под землей всего 13 км (17%). Вся протяженность составляет 75 км. Стоимость 28 млрд. дирхамов, что с коррекцией на ППС к концу строительства составляло $6.9 млрд. $92 млн. за 1 км.
22) Seoul Sin-Bundang Line (Сеул, Южная Корея). Одна из пригородных линий сеульского метро построена в 2005-11 годах. 1,169 млрд. вон за 17,3 км полностью подземной линии. $87 млн. за 1 км.
23) Bangalore Metro, Phase 1 (Бангалор, Индия). Построена в 2006-11 годах. : built 2006-11 8,158 млрд. рупий за 42,3 км, из которых 8,82 км (21%) подземные. $93 млн. за 1 км.
24) Helsinki Westmetro (Хельсинки, Финляндия). Строительство 2009-15. €714 млн. за 13.5 км подземной линии. $66 млн. за 1 км. Сейчас МБ выдает значение ППС для Финляндии в 1,3. Если его применить, то получится смешная цена в $51 млн. за 1 км.
25) Seoul Subway Line 9 (Сеул, Южная Корея). Открыта в 2009 году. 900 млрд. вон за 27 км подземной линии. $43 млн. за 1 км.
26) Barcelona Sants-La Sagrera tunnel (Барселона, Испания)/. Тоннель к строящемуся ж/д вокзалу построен в 2008-11. 10 м диаметр на глубине 41 м€179.3 млн. за 5.8 km. $39 млн. за 1 км.

Очередная подборка с диапазоном от 39 до 600 млн. долларов за километр строительства. Посмотрел свои памятки, у меня есть еще несколько проектов, которые имеет смысл включить в сводную таблицу. Попытаюсь в связи с этим как раз и оформить все в единую таблицу для удобства сравнения и использования.

А вот и она.

Комментариев нет:

Отправить комментарий