пятница, 24 февраля 2012 г.

Тибор Фишер "Классно быть Богом"

Tibor Fischer "Good to be God" (2008)
Последняя из написанных к настоящему моменту книг Фишера. Стал читать, потому что Фишер. И несмотря на то, что "Философы с большой дороги" являются одной из любимейших, а другие книги Фишера, а две другие прочтенные вещи ("Коллекционная вещь" и "Идиотам просьба не беспокоиться") равнозначного впечатления не произвели.
Что ж, прочел и "Классно быть Богом".
Читается книга легко. Перевод Татьяны Покидаевой выполнен на высоком профессиональном уровне. Стиль изложения несомненно Фишеровский. Более того, в этой книге прослеживается еще одна история о весьма СТРАННОМ ЧЕЛОВЕКЕ, как и в Философах.
Человек этот образованный, в меру ленивый, одинокий. И превратностями судьбы (да и самим стилем своей жизни) кинутый. Человек, который сам себя считает законченным неудачником.
И вот он начинает жизнь практически с чистого листа. Но уж очень оригинальным образом.
Здесь, как и в Философах, с главным героем происходят различные маловероятные и совсем невероятные приключения, он встречает разнообразных людей и, в конце концов, находит некую душевную гармонию. Что-то, ради чего стоит дальше жить.


Книга, пожалуй, не для массового прочтения. Я получил удовольствие от прочтения, но не представляю себе ситуации, когда бы я захотел ее перечитать.

И все же, отдельные моменты заслуживают быть запомненными. Весьма удачные жизненные наблюдения.

Не буду вас утомлять долгой историей. Выделю лишь основные моменты: неудачное вложение в акции, развод, пожар, жалобы медицинского характера и диагноз, о котором не то чтобы стыдно, но как-то не принято рассказывать посторонним, адвокаты и тяжбы, - такая вот краткая выборка из каталога капитального невезения. Отвернешься буквально на две секунды, и той штуки, которую ты называл своей жизнью, уже нет как нет. А можно, наверное, и не отворачиваться: она ускользает прямо у тебя из-под носа, и ты только бессильно глядишь ей вслед и потихоньку впадаешь в депрессию. У меня даже нет ни одной забавной истории на тему: “Как мне не везет”. Самое меньшее, что может сделать судьба для таких невезучих людей - это устроить какой-нибудь курьез, чтобы потом было над чем посмеяться. Но мне и тут не повезло.

***

Всякий бизнес - это прежде всего интриги и дискредитация конкурирующих компаний. И не важно, что именно ты продаешь, спасение души или корм для собак, твоя главная забота - не сделать дело, а растоптать конкурентов.

***

Религия не доставляет товары - она лишь обещает доставить их в самое ближайшее время. Уже совсем скоро. Буквально завтра. Ну, или в течение недели. Причем для удобства клиентов заказ разделен и будет поставляться поштучно. Лама не предлагал все и сразу. Он предлагал дозаправку: чтобы машина была на ходу, нужно вовремя заливать топливо в бак. Для того и существуют заправки. Главное, это уметь убедительно пудрить мозги. А я могу быть убедительным.
В свою защиту скажу одно: я пытался жить честно и правильно. Я всегда был порядочным человеком. Но как оказалось, порядочность и честность не приносят стабильного дохода. Если бы от них была хоть какая-то польза, я бы сейчас не сидел в чужом городе, в чужой стране, с чужой кредиткой в кармане и с обострением той самой болезни, о которой не то чтобы стыдно, но как-то не принято рассказывать посторонним.

***

Я размышляю о мести. Это опять проявление слабости, при-чем совершенно бессмысленной. Гони от себя эти мысли. Не трать понапрасну душевные силы. Иди к своей цели. Не отвлекайся. Но ярость клокочет внутри, ярость рвется наружу. Меня распирает от злобы. Гнев прорывается рассерженным пердежом. Перед мысленным взором вновь и вновь предстает очень даже заманчивая картина с участием моего бывшего начальства и разъяренного меня с железным прутом в руке. Месть колонизирует наши мысли. Все истории по телевизору, в фильмах, в книгах - в девяти случаях из десяти это истории о мести. Почему? Потому что в реальности отмщение не осуществляется никогда. Атак хоть почитать, посмотреть...
Я засыпаю, пытаясь решить, кого я найду и убью в первую очередь, если цивилизация рухнет.
Просыпаюсь с рассветом, совершенно разбитый. Что я здесь делаю? Сплю на снятой с петель двери, вдали от дома, и хочу обмануть всех и каждого, представившись Господом Богом.

***

По дороге домой я умудряюсь заблудиться. Жутко хочется есть. Неподалеку от центра захожу в неприметный кубинский ресторанчик с единственной официанткой унылого вида и меню на одном ламинированном листочке. Заведение предельно гигиенично, из категории “максимально упрощенной влажной уборки”.

***

Видимо, таково главное предназначение всех официанток и барменш. Они не только разносят еду и подают напитки, но и побуждают клиентов мужского пола размышлять на извечную тему: “Вот этой бы я засандалил. А этой - нет”.

***

Он жалуется на некую Джорджию, хорошенькую прихожанку, которая появляется в церкви раз в год по обещанию, а когда появляется, то бесстыдно сверкает сосками размером с чайные блюдца, поскольку питает пристрастие к прозрачным майкам. Я много думал над этим вопросом, и он до сих пор остается для меня загадкой: женщины действительно не понимают, что прозрачные майки и вправду прозрачные, или им просто нравится дразнить мужиков, поощряя их к онанизму? Я сочувственно киваю, хотя лично мне кажется, что у нас в церкви наоборот не хватает прозрачных маек. В смысле, я был бы не против, если бы их было больше. Мне так и хочется посоветовать Бену, чтобы он отправлялся домой и как следует подрочил. И тогда ему наверняка станет легче. Самообслуживание - это поистине дар Божий. Может быть, самая великая из всех Божьих милостей.
Но, разумеется, я молчу.

***

Эй, все равно ты не будешь жить вечно. Хлопни бурбона, и пусть цирроз печени знает, кто из вас главный.

***

- Хочешь об этом поговорить? - спрашивает Сиксто.
- Нет, не хочу, - отвечаю я.
- Точно?
- Точно.
- Может быть, я посоветую что-нибудь дельное.
Сиксто ужасно доволен собой. Теперь он у нас дипломированный психотерапевт, что бы это ни значило. Он убирает в картонные коробки свою лучшую посуду и ждет не дождется, когда можно будет заняться практикой.
- Мне не нужны дельные советы. Мне нужна новая жизнь.
- Может быть, я смогу сделать так, чтобы ты взглянул на свою жизнь по-новому.
- Сиксто, я тебе очень признателен за предложение. Но есть одна небольшая проблема... я не такой идиот, чтобы верить в подобный идиотизм.

***

- Так ты узнал некую жизненно важную истину, которой хочется поделиться со всеми и каждым? - интересуюсь я.
- Ты имеешь в виду, чтобы я описал весь свой опыт... все тридцать два года жизни на этой планете в одном предложении? Ну, как если бы мне дали десять секунд, чтобы сообщить человечеству некую вселенскую истину?
- Типа того.
Сиксто пару секунд молчит, размышляет. А потом выдает:
- Кошки, как правило, не любят, когда их сушат в микроволновке. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий