понедельник, 4 февраля 2013 г.

Jack McCallum "DREAM TEAM" (часть 6)

Начало здесь

ГЛАВА 3
КОМИССИОНЕР И ВЕТЕРИНАРНЫЙ ИНСПЕКТОР

НБА налаживает взаимоотношения

В конце 1985 года Дэвид Стерн и Расс Граник, комиссионер НБА и его заместитель, пригласили Ветеринарного инспектора на встречу в Нью-Йоркский офис. Руководитель ФИБА едва мог поверить в собственную удачу. «Ты должен понимать, откуда я тогда приехал», - говорил мне Станкович недавно, вспоминая знаменательную встречу. «Даже простой разговор с представителями профессиональной лиги считался криминалом. Мы – любители, и это звучит гордо. Мы не опускаемся до разговора с этими так называемыми профи. А тут я. Сижу в офисе и спокойно болтаю с комиссионером». Он положительно радовался воспоминаниям, его слова звучали, как слова «Я действительно нравлюсь вам» Салли Филд на церемонии вручения Оскара 1984 года за лучшую женскую роль[1].
Стерн действительно симпатизировал Станковичу. Оба рвались к власти, как мотыльки на свет, у обоих наблюдалась определенная степень неформальности. Они не были обыкновенными, зато были достаточно умны, чтобы вести себя, соблюдая традиции. И Граник -  хладнокровный, осторожный, выдержанный адвокат, присоединившийся к НБА в 1976 году – был прекрасным дополнением к вспыльчивому, иногда чересчур, Стерну.
После кратких формальностей Станкович взял быка за рога. «Я не поддерживаю ограничения на участие или неучастие игроков в различных соревнованиях», - сказал он. «Лучшие игроки мира должны иметь возможность играть везде, в том числе на Олимпиаде. Но я не могу отменить это ограничение в одиночку».
По некоторым историческим ретроспективам Стерн – всевидящий и всезнающий – постоянно подчеркивал важность дружбы с ФИБА, предвосхищая тот день, когда игроки из США станут уезжать доигрывать в Старый Свет, а НБА завалит Европу и Азию кроссовками, футболками и толстовками. Данное утверждение далеко от правды, и Стерн, к его чести, никогда не утверждал это. Идея допуска игроков НБА на Олимпиаду не витала в воздухе, даже близко такого не было. Стерн конечно же видел лицемерие любительских ограничений. Немец Детлеф Шремпф[2] играл в НБА за $500,000 в год и считался профи, а бразилец Оскар Шмидт[3] играл в Италии за $1 миллион в год, но считался любителем и допускался на ОИ. Практически все видели это лицемерие, за исключением тех самых бюрократов, которые и принимали решения. Но комиссионер даже не представлял стремление отменить органичения в виде главной своей цели.
«Мы с Дэвидом думали, что глобализация баскетбола несет в себе как преимущества, так и недостатки», - вспоминает сейчас Граник, «именно так мы и сказали Бориславу».
Однако когда Станкович в качестве первого пробного камня предложил мини-турнир с участием одного клуба НБА и пары Европейских команд, Стерн согласился. «Мы примем его», - немедленно сказал Стерн. Результатом той встречи стал первый в истории турнир McDonalds Open, прошедший в 1987 году в Милоуки[4]. Но на тот момент у Стерна было слишком много других насущных проблем, кроме попытки продвинуть идею допуска профи на ОИ.
К моменту приезда Станковича в США дела в НБА начинали улучшаться, но лига все еще балансировала на грани. О популярности НБА говорило то, что, несмотря на знаковость противостояния финала 1980 года  между Лос Анжелес Лейкерс (новичок Мэджик Джонсон и суперзвезда Карим Абдул-Джаббар) против Филадельфии 76 (Джулиус Ирвинг), его показывали в записи[5]. Были и другие показатели низких рейтингов популярности НБА. Когда Рик Уэлтс был принят в НБА на работу на поиски спонсоров – «Как и все парни, нанятые тогда Дэвидом, я идеально подходил, потому что был молод, глуп и беден», - говорит Уэлтс, у лиги не было даже плана развития. Она продавала пустоту в пустоту. Уэлтс и другие молодые, глупые и бедные наемники приходили в лигу, к которой общество не ощущало как минимум ничего, а может быть, даже чувствовало отвращение.
«Было ощущение, что НБА вообще не управляется. Слишком много афроамериканцев, слишком много скандалов с наркотиками, слишком много команд на грани банкротства», - говорил мне Уэлтс в 2011 году. «Когда я обзванивал рекламные агентства, ответный звонок представителю НБА был событием. Приоритеты были расставлены на НФЛ, МЛБ, студенческие соревнования. Звонки представителям НХЛ[6] поступали, чуть только начинаешь думать о привлечении спонсора».
Юный колектив бойцов по зачистке негативного имиджа НБА постоянно получал настройку от Стерна. «Могущество постоянного повторения одного и того же не стоит недооценивать», - говорит Уэлтс. «Когда после 12 часов выслушивания отказов, я приходил в свой номер в Отеле Саммит на Лексингтон Авеню, я был как выжатый лимон. Но в 10 вечера звонил телефон, и после 15 минут разговора с Дэвидом я снова был заряжен и готов начать все снова».
Стерна так часто называют лучшим спортивным комиссионером в истории, что это звание, наверное, уйдет вместе с ним и на пенсию. Был однако в его возвышении элемент случайности. На его глазах с небес спустились Майкл/Мэджик/Ларри, и единственное что нужно было сделать для хорошего маркетолога, это зажечь поярче свет. Если людям не нравится зрелище, ничего уже не сделать. Команда Стерна хорошо знала, как пользуясь случаем максимизировать прибыль и рейтинги.

Даже не видя перед собой весь будущий путь, комиссионер всегда прислушивался к словам Ветеринарного инспектора, который проповедовал о том, что самым грандиозным событием будет собрать всех звезд лиги в одну команду, одеть их в красно-бело-синие цвета и отправить играть под священный знак пяти колец.



[1] Второй Оскар в карьере Салли Филд, благодаря главной роли в картине «Места в сердце» (Places in the Heart). 
Критики благосклонно высказывались о работе Филд в фильме, назвав её вдохновляющей. За свою роль актриса вновь получила премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль. Выиграв свой второй «Оскар», в своей благодарственной речи Салли Филд произнесла фразу: «В первый раз я этого не почувствовала, а сейчас чувствую и не могу отрицать, что нравлюсь вам, прямо сейчас, вы меня любите!» («… The first time I didn't feel it, but this time I feel it, and I can't deny the fact that you like me, right now, you like me!»). Однако эта фраза вызвала много насмешек и пародий и в конце концов закрепилась в американской культуре в виде: «Я вам нравлюсь, я вам действительно нравлюсь!» («You like me, you really like me!»). Американцы часто произносят эту фразу, насмешливо изображая восхищённую женщину с заниженной самооценкой. В 2006 году фильм был включён в список «100 самых вдохновляющих американских фильмов за 100 лет по версии AFI». Примечательно, что фильм «Норма Рэй», за который Филд выиграла «Оскар», также попал в список. Фильм я не смотрел, но Салли Филд запомнилась в дуэте с Бертом Рейнольдсом в фильме «Полицейский и бандит» (Smokey and the Bandit). Роль супруги Авраама Линкольна в фильме Стивена Спилберга 2012 года вполне может пополнить копилку Филд третим Оскаром.
[2] Персонаж достаточно известный. 16 сезонов в НБА. Играл 3-го-4-го номеров. Запомнился по выступлениям за Индиану и Сиэттл. В составе Индианы два года подряд получал приз лучшему запасному. И если вспоминать ВСТУПЛЕНИЕ к данной книге, то можно отметить, что у музыкальной группы Band of Horses есть песня "Detlef Schrempf".
[3] Абсолютно легендарный персонаж. Участник !!! пяти Олимпиад. Атакующий защитник с ростом 205 см и весом 102 кг. В Бразилии за свои выдающиеся снайперские способности получил прозвище «Святая рука» (порт. Mão Santa). По неофициальным данным, в матчах за клубы и сборную Бразилии набрал за карьеру 49703 очка, что является абсолютным мировым рекордом. Всего на Олимпийских играх Шмидт провёл 38 матчей и ни разу не набирал менее 14 очков. Его лучшим результатом стали 55 очков, набранные в игре группового этапа Олимпиады-1988 в Сеуле против сборной Испании (бразильцы уступили со счётом 110-118). Вообще в Сеуле Шмидт во всех 8 матчах набирал более 30 очков, а в 5 матчах — более 40 очков, показав выдающийся в среднем результат — 42,3 очка.
[4]  В первом турнире, который состоялся в Милуоки в октябре 1987 года, приняли участие "Милуоки Бакс", сборная СССР и миланский "Трейсер" - обладатель Кубка чемпионов 1987 года. Турнир проводился по однокруговой системе. Сначала баскетболисты "Бакс", а затем и сборная СССР победили "Трейсер" (123:111 и 135:108 соответственно) в составе которого играл MVP регулярного чемпионата НБА сезона 1974/75 года Боб Макаду. Таким образом, матч "Милуоки" - сборная СССР становился фактическим финалом турнира. В составе "Бакс" отсутствовали 4 ключевых игрока, включая безусловную звезду клуба Сидни Монкрифа. У советской команды из-за травм не смогли принять участие Александр Волков и Шарунас Марчюленис. В самом же матче американцы с самого начала стали играть невероятно жестко, так как будто это плей-офф НБА. Они страстно хотели выиграть. И советская команда "поплыла". К середине 3-й четверти наши баскетболисты проигрывали 48 очков. Разрыв между НБА и остальным миром стал ясен. После матча Александр Гомельский сказал: "Я и мои парни стали сегодня свидетелями профессионального баскетбола (My boys and I witnessed professional basketball today). Он лучший в мире. Для меня это шанс поучиться и улучшить игру команды". Итоговый счет 127-100 в пользу Милоуки.
[5] В записи показывали 6-ю решающую игру финала, которая проходила в пятницу во время, когда согласно рейтингам смотрелись повторы сериалов «Придурки из Хаззарда» и «Даллас». Отсутствие интереса к баскетболу в американской культуре называют «Эра до Мэджика и Бёрда».
[6] Соответственно американский футбол NFL (National Football League), бейсбол MLB (Major League Baseball), хоккей NHL (National Hockey League).

Комментариев нет:

Отправить комментарий