пятница, 7 декабря 2012 г.

Программа развития информационного общества в Санкт-Петербурге на 2013-2016 гг.

Статья на Фонтанке "Виртуальный Петербург за 45 миллиардов" вызвала довольно активную дискуссию в комментариях. В основном на тему откатов при торговле воздухом, чем по определению является развитие информационного пространства.
Для того, чтобы сформировать собственное мнение об инициативе КИСа, полез к первоисточникам. Проект Программы доступен на официальном сайте КИСа. Уже радует.
Не радует традиционно то, что из текста Программы почти совершенно неясно "Какое же конкретно светлое будущее нас ждет после освоения КИСом и другими ИОГВ обозначенного миллиарда с лишним евро".
Да, некоторые результаты понятны.
Например, когда измеряется количество компьютеров на число учащихся или доступ в Интернет на количество сотрудников больницы. Но не на 45 ярдов же. Ведь основные затраты идут по плану на создание всяческих информационных баз, центров и т.д. и т.п.
Я понимаю, что программный документ не предполагает детальности разъяснений, но есть же официальный сайт КИСа. Есть и официальный сайт Администрации города (где уже больше года происходят лишь встречи Губернатора с духовенством, иностранными послами и чествование всяческих юбиляров). Там, и именно там должны быть ответы на вопросы.



  • Смогу ли я беспрепятственно отпускать ребенка на улицу в темное время суток?
  • Смогу ли я не просто подключиться к системе бронирования номерка к врачу, а забронировать этот самый номерок?
  • Смогу ли я зайдя в Интернет получить всю информацию, например, по собственной квартире, включая задолженности по квартплате?
  • Будет ли обеспечено четкое взаимодействие ВСЕХ комитетов и служб, занимающихся стройкой и ремонтом, чтобы любые плановые мероприятия на одном и том же месте в городе были скоординированы и выполнялись одновременно?

Список вопросов, на самом деле, бесконечен.

Теперь позволю себе немножко "посудить" конкретные разделы Программы.
Одним из оснований для разработки Программы является Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», которая должна была послужить "калькой" и образцом. Не послужила. Федеральная программа написана значительно более "научным" и профессиональным языком.
Наша локальная традиционно начинается с Целей.

Цели - сплошной пафос в тумане светлого будущего.
Забавным показалось увидеть за словами Главная стратегическая цель в единственном числе перечисление множества целей, включая "развитие духовной сферы жителей региона до уровня, позволяющего каждому стать активным и полноправным членом информационного общества".
Несмотря на то, что среди некоторых мероприятий имеются ссылки на некое электронное оборудование на улицах города, в числе участников Программы отсутствует КРТИ. Зато имеется КРИОГВ - Комитет по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Губернатора Санкт-Петербурга - сущебестолковая "прослойка" между ИОГВ и Губернатором, разрушившим КЭРППиТ, но наплодившим вот таких огрызков со своим штатом чиновников-бюрократов.
На самом деле главной целью электронизации должна как раз быть цель расформировать лишние бюрократические рты.

Цена вопроса по Программе за 4 года - почти 45 млрд.руб. Уже в следующем году КИС хотел бы получить под Программу более трети общей суммы. Довольно интересно, как это может быть. Бюджет следующего года и планового периода 2014-2015гг. уже сформирован и практически принят. На КИС там заложено чуть больше 4,7 млрд.руб. В АИП я ничего подходящего не увидел. Откуда деньги?

Среди ожидаемых результатов бросилось в глаза.

-повышение эффективности использования жилого фонда Санкт-Петербурга и улучшение жилищных условий населения;
бесперебойная работа транспорта, безопасность населения в общественных местах и местах проживания;
Результаты, заведомо недостижимые никаким из профильных мероприятий.
внедрение результатов космической деятельности в процессы жизнедеятельности города;
Знаю, что ГЛОНАСС лоббирует лично ОН, но как они уже задолбали... Все пытаются сказать, что любые проблемы человечества решаются с помощью сигналов GPS-приемников. 
расширение областей применения результатов деятельности отечественных и местных производителей инфокоммуникационных технологий;
Искусственное подтягивание отечественного производителя. Я не против наших производств, но качество должно превалировать. Без качества получится то, что случилось с ЕМТС. А с ЕМТС случилось то, о чем говорится в разделе 1 Программы (Анализе текущей ситуации).
В последние несколько лет развитие сети передачи данных ЕМТС было направлено на расширение сети – присоединение как можно большего количества абонентов для обеспечения как можно более широкого поля информационного обмена для ИОГВ и подведомственных ГУ. Данные мероприятия позволили обеспечить достижение значительных успехов в автоматизации различных аспектов деятельности ИОГВ: развитие городских АИС, развитие электронного межведомственного документооборота, и т.п.В настоящий момент в связи с развитием городских АИС, внедрением новых технологий телефонной связи, систем видеонаблюдения и т.п., требования как к функционалу так и производительности эксплуатируемого оборудования сети передачи данных ЕМТС значительно превышают его возможности. Оборудование устарело, снято с производства, что значительно усложняет и удорожает его эксплуатацию, снижает надёжность и отказоустойчивость сети передачи данных ЕМТС в целом.

То есть, в лучших традициях, так же как например метрополитен, развиваемся экстенсивно, а потом ставим перед бюджетом ультиматум: дай денег на эксплуатацию и модернизацию.

Среди целевых индикаторов эффективности реализации Программы тоже много интересного.
  • сокращение численности ИОГВ за счет информатизации деятельности;
  • снижение смертности населения за счет повышения качества жизни населения, связанного с повышением уровня развития информационного общества;
  • оптимизация дорожного движения в целях сокращения интервалов движения общественного транспорта, увеличения числа перевезенных пассажиров, сокращение числа жителей, недовольных транспортным обслуживанием;
  • улучшение экологической обстановки на территории города;


Как и насколько сокращаем штат бюрократов - непонятно.
Как и за счет чего снизить смертность, оснащая человека компьютером, не могу знать.
Насчет дорожного движения за счет установленных GPS-приемников - полный бред.
Улучшение экологии - без комментариев.
Но на самом деле все индикаторы тут же благополучно забываются. Результаты Программы меряются другими целевыми показателями.

В числе "космических мероприятий" имеются:
Интегрирование мероприятий отраслевых ИОГВ с деятельностью ЦКУ СПб для предоставления регламентированных услуг:·         мониторинг транспорта (интеграция с АСУ городским пассажирским транспортом, АСУ уборочной техники, АСУ транспортными средствами городского подчинения, АСУ транспортными средствами служб 01, 02, 03).
·         мониторинг подвижных объектов в рамках проекта «Социальный ГЛОНАСС».
·         мониторинг местоположения сотрудников ИОГВ и других юридических лиц - «Персональный ГЛОНАСС».
·         мониторинг подвижных объектов в туристической деятельности (группы, отдельные туристы), проект «Индивидуальный гид».
·         интегрирование с городскими геоинформационными системами.
·         интегрирование с городскими сетями спутниковых референцных станций.
·         интегрирование со станциями приема данных дистанционного зондирования Земли.
М-да. Дай волю этим людям - получатся сцены из кинофильма "Враг государства".
В реализацию космических начинаний добавлена возможность ГЧП, хотя в паспорте Программы указано, что она вся реализуется госзакупками.
Результаты космических мероприятий - тоже космические.
GPS-приемник на каждой единице ОТ позволит сократить интервалы движения общественного транспорта.
GPS-приемник на каждом дворнике позволит повысить качество обслуживания в сфере ЖКХ.
Вот GPS-приемник, вживленный как во "Вспомнить все" со Шварценеггером в нос Губернатора, позволит всем и всегда знать, где он и при желании закидать его персону тухлыми яйцами. Это начинание достойное. Хоть, наверное, предполагается как всегда мониторить только младший чиновничий состав.

Мировой и отечественный опыт подтверждает, что использование спутниковых навигационных технологий дает значительный управленческий, экономический, социальный и экологический эффекты, повышает безопасность жизнедеятельности населения. В частности, применимо к Санкт-Петербургу:·         увеличатся поступления в бюджет Санкт-Петербурга;·         уменьшится количество выбросов вредных веществ в атмосферу;·       увеличатся пропускная способность дорог и скорость движения по ним;·  повысится рентабельность использования транспортных средств различного назначения
"После истории с часами я многому могу поверить, но, черт возьми, Холмс, КАК?".

В заключение несколько мыслей по Приложению 2 - План мероприятий.

Самая крупная трата - создание РЦОД - Регионального центра обработки данных (п. 1.1).
Вроде бы нужная весчь, но расклад затрат странен.
Цена вопроса 3,5 млрд.руб. Внутри перечень мероприятий, начинающийся с создания концепции и проектирования. Однако именно на начальные мероприятий уже в следующем году КИС хочет более половины затрат - 1,8 млрд.руб. То есть, это чистый воздух? Концепция стоит больше самого Центра?

Полезные мероприятия по п.п. 2.7-2.8 (Развитие технической инфраструктуры городской автоматизированной системы фиксации нарушений ПДД и контроля оплаты наложенных штрафов для государственных нужд Санкт-Петербурга и Эксплуатация городской автоматизированной системы фиксации нарушений ПДД и контроля оплаты наложенных штрафов для государственных нужд Санкт-Петербурга), по которым можно четко посмотреть результат, оценены за 4 года всего в 400 млн.руб.
Зато абстрактный п. 2.3 Развитие служб обеспечения безопасности жизнедеятельности населения с использованием автоматизированной  информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга (АИС ОБЖ) в целых 1,4 млрд.руб.

П. 3.4 Эксплуатация информационных систем ИОГВ оценена в 1,2-1,3 млрд.руб., еще раз подтверждая тезис о специфичности любого развития. Вообще-то если тратить такие суммы на автоматизацию работы чиновников, то пора уже планировать сокращения их численности. Как минимум, на средних размеров комитет.

П. 5.16 Закупка и установка в ИОГВ терминалов, предоставляющих информацию о социальных службах, социальных услугах на почти 120 млн.руб. С учетом стремления внедрить персональные компьютеры повсеместно (на что в этой Программе и заложены средства по другим статьям), зачем нужны дополнительные информационные терминалы?

Целый кластер проблем ЖКХ будет по Программе решен всего за 250 млн.руб.
Зато в космос сольют более полу миллиарда.
Верхом абсурда можно назвать мероприятие п. 8.17 Закупка навигационных трекеров для дворников ЖКХ СПб (2200 ед. по 6 000,00 руб. за 1 ед.) за 13,2 млн.руб.
Ну все. Теперь на улицах у нас будет стерильность!



Комментариев нет:

Отправить комментарий