вторник, 19 марта 2013 г.

Jack McCallum "DREAM TEAM" (часть 19)

Начало здесь

ГЛАВА 15
ПЕРВЫЙ ИЗБРАННЫЙ

Возможности Майкла были безграничными … в пределах разумного

Пятничным сентябрьским вечером, вскоре после объявления десятки олимпийцев, меня вместе с Майклом Джорданом пригласили на передачу Субботним Вечером в прямом эфире[1]. Забавность ситуации была в том, что на тот момент я не был в фаворе у Джордана, да и меня он порядком достал. Последние пару месяцев я описывал хронологию первого чемпионского сезона Джордана, которому предшествовало семь тяжелейших для него сезонов в карьере. Джордан не покидал обложку Sports Illustrated три недели подряд, вещь абсолютно беспрецедентная (на момент написания книги общее число появлений Майкла на обложке составило !!! 56, на 11 больше, чем у ближайшего преследователя Мохаммеда Али[2]). Факт за фактом, кусочек за кусочком, намек за намеком, слух за слухом. Я собрал все, что только можно о Джордане и том сезоне Буллз.
Чикаго выиграл чемпионат в пяти встречах, закончив серию с Лейкерс в Лос Анжелесе вечером четверга, что давало мне возможность доработать статью до воскресенья. Джордан обещал поговорить со мной в четверг, но обещание не сдержал. В пятницу та же история. Честно говоря, я не особенно его виню, я лишь думаю, что он праздновал успех так, как хотел его праздновать. В итоге утром в субботу с более чем часовым опозданием он появился на завтраке в отеле в пригороде Чикаго.
«Будильник не прозвонил», - сказал Джордан, заходя в кабинку. «Ты можешь поверить, что я впервые пропустил свой первый мяч? Официальное начало турнира по гольфу?».


Мы немного поговорили, и я начал замечать следы расслабленности, облегчения у него на лице. Он начал осознавать, что наконец-то вступил в клуб чемпионов. В клуб к Мэджику, Бёрду и ненавистному Айзее.
«На мой взгляд, по степени отдачи игре я всегда играл как они», - сказал Джордан, отодвигая тарелку с вафлями (он имел в виду тех игроков, которые уже выигрывали чемпионские перстни). «Некоторые люди замечали это, но многие нет. И чемпионство, по мнению многих, ассоциируется с достижением величия. Я думаю, они теперь могут говорить так и обо мне».
Пятничным сентябрьским вечером 1991 года, на сцене СВПЭ едва ли у кого-нибудь могло возникнуть сомнение в том, что миром правит Джордан. Он был больше, чем просто спортсменом, он был центром своей и всех остальных Вселенных, царил на троне с клоунами по левую руку и шутами по правую. Ранее он растоптал ненавистных Пистонс в Финале Конференции, а затем поверг в главном Финале Мэджика, хоть и всего лишь присоединившись к тому на вершине баскетбольной горы Рашмор[3]. Часть финальной серии превратилась в раздачу взаимных комплиментов, в основном, с подачи Мэджика. «Я сказал Майклу «Нам не стоит ссориться», - говорит Мэджик. «Я тебя слишком уважаю и уверен, ты уважаешь меня»». Джордан не был столько сладкоречив – здесь у Мэджика не было конкурентов – но он сказал: «Раньше мы по-человечески не были знакомы. Но теперь, когда мы лучше узнали друг друга, мы можем по-настоящему сдружиться».
После Финала Джордан растворился, обычным своим образом для последних июлей и августов, в мире круизов, песчаных пляжей и клубных отелей. Снова возник он к сентябрю. За неделю до выхода СВПЭ он главенствовал на передаче NBC Юмористический привет Майклу Джордану, посвященной британской благотворительной организации «Разрядка смехом»[4] и благотворительному фонду Джордана. Передача не претендовала на Эмми – да и его появление в СВПЭ до Эмми не могло дотянуть – но она продемонстрировала, что Джордан вышел на уровень национального героя, небесной оси, вокруг которой вертится Америка.
Затем последовало объявление о составе Команды мечты, после чего состоялся церемониальный гала-вечер в Чикаго для Объединенного Фонда Помощи Негритянским Школьникам. На следующий день 10-километровый участок трассы I-40 близ Уилмингтона в Северной Каролине на родине Джордана был назван в его честь. В то же время компания Marketing Evaluations опубликовала рейтинг популярности, согласно которому Джордан занимал первое место не только в США, но и в Канаде. Это автоматически означало, что даже на севере он превзошел по популярности величайшую легенду хоккея Уэйна Гретцки[5].
Подводя итог, можно сказать, что он стал чемпионом НБА, Олимпийцем и эталоном во всех отношениях. Неплохо для целой жизни, а Джордан добился всего за три месяца.
Съемки СВПЭ. Молодежь из съемочной бригады, некоторые из них являлись поклонниками Джордана со времен выступлений в комедийном шоу Чикаго - Второй город[6], вьются вокруг него и проверяют на способность к грубым розыгрышам. Способности у него высоки. Он спародировал одышку полноватого Криса Фарли, потом подкрался и заблокировал бросок Фарли комком бумаги в мусорную корзину. Когда Дана Карвей забыла выдать Джордану суфлерский текст, ветеран программы Фил Хартман испепелил ее взглядом. «Дана, соберись», - сказал Хартман. «Майкл Джордан – это большая международная звезда. А ты всего лишь маленькая комедийная актриса» (тяжко вспоминать эту сцену, понимая, что и Хартмана, и Фарли уже нет в живых).
За кулисами, в малюсенькой гримерной, Джордан выглядел нервным и уставшим. Утомительная подготовка к прямому эфиру «украла» у него сутки; он был раздражен; прекрасный пятничный день проходит мимо, а в гольф ему поиграть не суждено. Раздался стук в дверь. На пороге возник Эл Франкен, в настоящее время младший сенатор от штата Миннесота. Франкен держал в руках баскетбольный мяч,  тренировочный костюм, несколько листов бумаги и застенчиво улыбался.
«Э, Майк», - сказал Франкен. «Я обещал, что не буду просить у тебя много автографов, но…». Джордан отвернулся от телевизора и сказал: «Но ты все таки хочешь попросить меня расписаться на всем этом, Эл?».
Потом он оставил Джордана волноваться о том, как исполнить в скетче с Франкеном роль Стюарта Смолли, беспомощного гуру.
«Забавный персонаж», - сказал я.
«Тебе должен понравиться», - сказал Джордан.
Я так до конца и не уверен, что же он имел в виду; возможно то, что скетч был о белых в возрасте около сорока.
Прослушивания проходили тяжко. Сценаристы хотели включить в программу вопросы о том, почему Джордан препятствует Айзее стать членом Команды мечты, а Джордан сопротивлялся. Он промазал один из бросков в эпизоде о красоте баскетбола, и эпизод был вырезан (мне кажется, что было бы забавно изобразить Джордана в игре, когда он не может забить ни одного броска, но кто я такой, чтобы указывать сценаристам СВПЭ). Он плохо запомнил свои реплики и произносил их слегка «деревянным» тоном.
Мы немного поговорили, и разговор перешел на готовящуюся к изданию книгу Сэма Смита Правила Джордана[7]. Я читал отрывки, присланные в Sports Illustrated, и хотя ничего в ней не было настолько негативным, как это воспринималось Джорданом, содержание было сенсационным, ведь в ней говорилось о том, что дух соперничества часто выплескивался Джорданом на партнеров, которые никогда не знали, как в этом случае себя вести (в книге также описывались и моменты сожалений, и ясное восприятие им своего статуса мегазвезды). «Я знаю, что там», - говорил Джордан. «Я знаю, что там сплошной негатив». Он пожал плечами, но выглядел разозленным, как будто книга была частью спланированного против него крестового похода. На самом же деле, хоть Джордана и критиковали пару-тройку раз, в основном за семь лет у него с прессой был режим любви и взаимопонимания. А если считать время, проведенное в Чепел Хилл, то и за все десять лет.
В Правилах Джордана Смит описывает один из случаев в течение сезона, когда Джордан говорил партнерам: «Еще пять лет. Пять лет, и я ухожу. Я отмечаю дни в календаре, как будто я в тюрьме. Меня задолбало быть используемым клубом, лигой, писателями, всеми и каждым». И это слова человека, в первом контракте которого имелась оговорка о такой любви к игре, которая должна позволять ему играть в любое время и в любом месте.
Не могу сказать точно, но тем пятничным вечером мне показалось, Джордан понял, что ждет его впереди и где границы его славы. Он был счастлив, конечно, и радовался ощущению, что доказал свою состоятельность всем тем, кто считал его эгоистом, который может лишь бросать мяч в кольцо, и который никогда ничего не выиграет. Но он стал осторожным, заматерел, в нем стало намного меньше от счастливчика, завоевавшего мир в одночасье. Его взросление было неизбежным, но оно происходило быстрее, чем я ожидал. И это было немного грустно.
Уходя, я постучался к Франкену и спросил, что же означает принимать у себя Джордана. Он подумал немного и сказал: «То же самое, что принимать Бейба Рута в 1927 году[8]».



[1] Saturday Night Live - вечерняя музыкально-юмористическая передача на американском канале NBC, одна из самых популярных и долгоиграющих в истории телевидения США. Премьера состоялась 11 октября 1975 года. Программа выходит по субботам в 23:29:30 по Североамериканскому восточному времени и длится полтора часа. Трансляция ведётся из студии 8H, расположенной на 8-ом и 9-ом этажах небоскрёба GE Building в нью-йоркском Рокфеллер-центре. За свою многолетнюю историю программа была удостоена 32 премий «Эмми».
[2] Для того, чтобы оценить достижения Джордана, надо четко понимать, насколько популярен был Али в США. Чемпион XVII Летних Олимпийских игр 1960 года в полутяжёлой весовой категории. Абсолютный чемпион мира в тяжёлом весе (1964—1966, 1974—1978). Пять раз получал звание «Боксёр года» (1963, 1972, 1974, 1975, 1978), а также «Боксёр десятилетия» (1970-е) по версии журнала «Ринг». Стал вторым боксёром в истории, который удостоился награды «Спортсмен года» по версии журнала Sports Illustrated (1974). После окончания карьеры был включён в Зал славы бокса (1987), а также в Международный зал славы бокса (1990). Был признан «Спортсменом века» по версии нескольких спортивных изданий.
[3] Национальный мемориал Гора Рашмор находится около города Кистон в Южной Дакоте, США. Гора известна тем, что в её гранитной горной породе высечен гигантский барельеф высотой 18,6 метров, который является скульптурными портретами четырёх президентов США: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна.
Карикатур, в том числе спортивных, на этот барельеф достаточно много.
[4] Comic Relief -  английская благотворительная организация, основанная в 1985 году комедийным сценаристом Ричардом Кёртисом для оказания помощи людям, страдающим от голода в Эфиопии. В настоящее время организация оказывает материальную поддержку африканским странам, а также помогает бедствующим людям в Великобритании. Сценарии Кёртиса, кстати, лежат в основе перечня фильмов, которые я пересматриваю регулярно. Один другого лучше. Рок-волна, Дневник Бриджит Джонс, Реальная любовь, Четыре свадьбы и одни похороны, Мистер Бин, Ноттинг Хилл.
[5] Совершенно уникальное достижение, если оценить его сквозь призму того, что Гретцки значил для совершенно небаскетбольной Канады. Wayne Gretzky родился 26 января 1961 года в Брантфорде, Онтарио, Канада — хоккеист, центральный нападающий. Один из самых известных спортсменов XX века. В 1978—1988 гг. выступал за клуб «Эдмонтон Ойлерз», с которым четыре раза выигрывал Кубок Стэнли. В Национальной хоккейной лиге, где Гретцки получил прозвище «Великий», он установил 61 рекорд и неоднократно завоёвывал индивидуальные призы Лиги (включая 9 призов самому ценному игроку и 10 — лучшему бомбардиру сезона). Был в числе 5 спортсменов, зажегших огонь Олимпиады-2010 в Ванкувере. Вошел в символическую сборную столетия «Centennial All-Star Team» Международной федерации хоккея с шайбой.
[6] Second City Chicago – комедийное шоу, программы которого основаны на искусстве импровизации. Участниками шоу в разное время были Джон и Джеймс Белуши, Джон Кэнди, Билл Мюррей, Дэн Экройд, Майк Майерс.
[7] The Jordan Rules: The Inside Story of a Turbulent Season with Michael Jordan and the Chicago Bulls. Название книги коррелирует со стратегией Детройт Пистонс по сдерживанию Джордана.
[8] Бейб Рут (родился 6 февраля 1895, США — 16 августа 1948) — профессиональный бейсболист, аутфилдер. За свои удары был прозван «Султан удара». Самое известное достижение — 1927 год — 60 «хоумранов» за сезон. Результативных ударов за карьеру — 69 %. Его рекорд — 714 хоум-ранов — продержался до 1974, когда был перекрыт Хэнком Аароном. Всего в МЛБ отыграл 22 сезона. Последнюю игру провёл 30 мая 1935 года. Признан спортсменом века по версии Ассошиэйтед Пресс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий