четверг, 5 июля 2012 г.

Vancouver Skytrain

Ванкувер – канадский город площадью 115 кв.км. и населением чуть больше 600 тысяч человек. Город, который согласно большинству рейтингов качества жизни занимает топовые позиции.
В MercersQuality of Living Survey” 4-ое место (на 1-м Вена, Санкт-Петербург на 164-м, а Москва на 169-м).
В The EconomistsWorld Most Livable Cities” 3-ее место (на 1-м Мельбурн, на 2-м Вена, а Ванкувер возглавлял список до последнего опроса в течение 5 ! лет).
Одним из главных критериев, по которым оценивалось и оценивается качество жизни является качество транспортной инфраструктуры города. В основном, качества городской системы общественного транспорта.
Чем же в этом отношении так знаменит Ванкувер?

В городе существует разветвленная автобусная сеть, включая экспресс-маршруты в пригороды. Кроме нее осуществляются регулярное паромное сообщение СиБасом (похожим на название рыбы, но на самом деле Морским автобусом SeaBus) через водную преграду по имени Буррард. А также пригородно-загородной железной дорогой - Экспрессом Западного побережья (West Coast Express)
На главной достопримечательностью городской системы общественного транспорта несомненно является «Небесный поезд» (Skytrain).
Я никогда не был в Ванкувере, но меня заинтересовала попавшаяся на глаза публикация транспортного портала Новозеландского Окленда, кстати сказать, тоже находящегося в верхней части рейтингов качества жизни. Ниже попробую рассказать о главной транспортной достопримечательности Ванкувера с помощью материалов от Оклендских любителей общественного транспорта, англоязычной Википедии и официального сайта владельца системы – компании ТransLink.

Скайтрейн уже достаточно стар, если не сказать древен. Строительство первой пилотной линии завершилось в декабре 1985 года и было приурочено к приему Ванкувером международной мега-выставки EXPO 1986. Название линии таким образом родилось само собой.
Надо сказать, что еще в 50-х годах прошлого столетия существовали планы строительства в Ванкувере монорельсовой транспортной системы, но не хватило упорства у ее апологетов. В 70-х автомобилизация города достигла критических величин, и вопрос о создании системы скоростных перевозок общественным транспортом встал уже «ребром». В это самое время умельцы из провинции Онтарио стали продвигать разработку систем средней провозной способности. Термином «средний» они пытались себя позиционировать, как систему с провозной способностью меньше метро, но выше традиционного трамвая и тем более автобуса.
 Они называли ее «Продвинутым скоростным транспортом» (Advanced Rapid Transit). То, что получилось в результате, можно отнести к категории легкого метро. Контактной сети у Скайтрейна нет, запитывается он через «третий рельс».
Колея стандартная (нероссийская) 1,435 мм.
И главной отличительной особенностью Скайтрейна стала полная автоматизация пилотирования поездов, то есть отсутствие машинистов. Такая особенность транспортной системы и сейчас достаточно редко встречается (например, есть британский DLR), но тогда в далеких 80-ых это был пионерский опыт.
Первое, о чем думается, говоря о полностью автоматизированной системе – безопасность. Никакие системы СЦБ не дают 100% гарантии безопасности, и фактор наличия «живого» машиниста всегда рассматривается как дополнительная гарантия. Единственный путь для автоматизированных систем – полная изолированность от прилегающей дорожной сети. Скайтрейн организован именно так. Большая часть системы находится на эстакадах, остальная часть в тоннелях. Почему Скайтрейн? Наверное, именно потому.
Высота опор мне точно неизвестна, но судя по находящимся под эстакадой людям, она никак не меньше 10 метров до низа пролетного строения.
А здесь вообще фантастический вид.
«Лестница в небо» или даже место, где можно «Достучаться до небес». Вот вам, пожалуйста, и Небесный поезд.
Что же такого, не просто интересного, но выдающегося в самой древней, протяженной,  полностью автоматизированной, беспилотной скоростной транспортной системе мира?
Пожалуй то, каким взрывном образом рос за время жизни системы спрос на ее услуги.

Да, самый большой «вертикальный» всплеск связан с вводом в эксплуатацию третьей («Канадской») линии Скайтрейна. Но факт остается фактом. За 20 с небольшим лет спрос вырос почти в 6 !!! раз. Самая новая Канадская линия по состоянию на 2011 год перевозила около 110,000 пассажиров в сутки, и этот показатель соответствовал трехлетнему опережению прогнозных значений пассажиропотока. В настоящее время выручка оператора довольно значительно превышает затраты на эксплуатацию, что позволяет понемногу осуществлять возврат капитальных вложений, который был очень даже значительным.
В чем секрет такого впечатляющего успеха?

1. Удобство и график движения
Показатели, отражающие качество услуг, предоставляемых пассажирам, и связанным с этим стремлением пассажиров пользоваться именно Скайтрейном.
То, что система полностью обособленная, позволяет обеспечивать скоростной режим, привлекательный даже по сравнения с использованием личного автомобиля на загородной дороге с ограничением скоростного режима.
Средняя скорость движения в системе с учетом времени остановок составляет 45 км/час. А на перегонах поезда разгоняются до 90 км/час.
Огромные средства, вбуханные с строительство означали в том числе и качество всех составляющих.
Но самое главное - график движения, обеспечиваемый системой.
Обособленность позволяет четко его соблюдать с показателем эффективности в более, чем 95%.
А беспилотность и автоматизация позволяют с легкостью выдерживать малые интервалы движения и многочасовые режимы работы.
Время работы системы с 5 утра до 2 часов ночи с небольшими различиями по линиям и пунктам назначения. То есть первые поезда уходят в начале шестого утра, а последние отправляются после половины второго ночи.
На общих участках линий Экспо и Миллениум интервалы движения в часы пик составляют 108 секунд, в остальное время 3-4 минуты. Это значит, что даже если в в 12 ночи субботы оказались перед только что закрытыми дверями поезда, то ждать следующего нужно не больше 4 минут. На Канадской линии интервалы побольше, там придется ждать "целых" 10 минут.

2. Вписанность в окружающую застройку

Скайтрейн имеет относительно небольшую протяженность чуть меньше 69 км или в среднем всего 600 м на каждый километр площади города (это еще без учета того, что Линия Экспо уходит в Суррей, а Канадская Линия уходит в Ричмонд, не являющиеся частью Ванкувера). Несмотря на это значительная часть населения ежедневно пользуется именно Скайтрейном. Объясняется этот феномен методами организации застройки около станций. Там создаются места приложения труда, зоны отдыха, торгово-развлекательные комплексы, что стимулирует потоки корреспонденций в разные стороны по линиям, в том числе и по выходным дням.
Фото с Гугловской карты в районе станции Metrotown.

За период с 1991 по 2001 год население в 500-метровой доступности от станций Скайтрейна увеличилось на 37%.
За все время существования Скайтрейна население в зоне влияния выросло с 400 тыс. до 1,2 млн. человек.

3.  Интеграция с автобусной сетью

Протяженность Скайтрейна, как уже сказано, относительно невелика. Метро, как обычно говорится, не придет в каждый дом. Но метро или любая другая система с высокой провозной способностью может и должна становиться опорной сетью, костяком городской системы общественного транспорта, а менее вместительные и менее скоростные виды осуществляют подвозочные функции.
Ванкувер в этом преуспел, что однозначно принесло плоды в деле создания спроса на перевозки Скайтрейном.
Протяженная и эффективная автобусная сеть города великолепно интегрирована со Скайтрейном. Почти всегда между двумя точками можно проложить маршрут всего с одной пересадкой - со Скайтрейна на автобус или наоборот.
На официальном сайте ТрансЛинк это можно даже проверить с помощью Планировщика маршрутов.
Задаются начальная и конечная точки планируемой поездки, желаемое время начала поездки и дополнительные пожелания от наличия в транспорте возможностей проезда маломобильных пассажиров до исключения из плана каких либо видов транспорта.
На выходе получаются варианты с используемыми видами транспорта, временем в пути, количеством пересадок и пешеходным расстоянием до ближайших к конечным точкам остановок. Не зная Ванкувера, выбрал точки наугад. Одной пересадки не получилось.
Стоит отметить размеры автобусной сети.
220 маршрутов, обслуживаемых парком в более, чем 1,200 дизельных автобусов различной вместимости.
А кроме того, популярные в городе 15 троллейбусных маршрутов с парком в 262 сочлененных и обычных троллейбусов.
На картинке один из недавно (2005-2009) закупленных сочлененных New Flyer E60LFR. Поддерживают местных производителей.

Теперь более подробно о Скайтрейне.
Схема официальная с множеством информации по системе.
Еще одна схема. Забавная, стилизованная под видеоигры.

Маршрутная сеть
Линия ЭКСПО
Линия соединяет Станцию Waterfront (с пересадкой на ж/д экспресс) и Станцию King George в Суррее (Суррей - это пригород с населением уже в 470 тыс. человек, который растет такими темпами, что скоро обгонит метрополию за счет приезжих азиатов).
Первый участок линии был построен к ЭКСПО86. Официально, наименование ЭКСПО было присвоено линии только после окончания строительства Линии Миллениум, до этого линия называлась просто и незатейливо Скайтрейном. На начальном этапе Линия ЭКСПО работала до Станции New Westminster, в 1989 году было построено продолжение до Станции Columbia, в 1990 году был открыт Небесный мост (Skybridge) и линия было продолжена через реку Фрейзер в Суррей.
Подземные участки: от Waterfront до Stadium-Chinatown (в основном в тоннеле Dunsmuir, использовавшемся ранее железной дорогой Canadian Pacific), от New Westminster до Columbia.
Наземный участок: от Nanaimo до Joyce.
Остальные участки проходят на эстакадах и мосту.
Участок от Nanaimo до New Westminster использовался для электрифицированного железнодорожного сообщения с конца 19 до середины 20 века.
Линия ЭКСПО двухпутная, протяженностью 28,9 км и имеет 20 станций.
Расходы на строительство в ценах 1986 года составили 854 млн. долларов.


Чуть больше о Скайбридже.
Вантовый мост предназначен исключительно для Скайтрейна (это самый протяженный в мире вантовый мост для общественного транспорта). На мосту три пути, два перегонные и посредине ремонтно-эксплуатационные. Общая протяженность моста 616м. В составе моста два пилона высотой по 123м. Поезда передвигаются на высоте 45м. Средний, самый длинный пролет имеет протяженность 340м.
Расходы на строительство составили 28 млн. долларов. Подрядчиками выступали Kerkhoff Bridge and Industrial Division Ltd. и Hyundai Engineering and Construction Division Co. Ltd.  Строительство продолжалось чуть менее 28 месяцев (начало в конце октября 1987 года, мост открыт в марте 1990 года).
Использовано 35 тыс. куб.м. бетона (4 тыс. машин), 13 км стальных тросов. 104 секции моста были изготовлены на производстве в Ричмонде, доставлены по реке и собраны уже на месте.

Линия Миллениум
На участке от Waterfront до Columbia начертание линии совпадает с Линией ЭКСПО, далее образует некое подобие кольца и заканчивается на Станции Vancouver Community College (VCC).
На участках отличных от Линии ЭКСПО.
Подземный участок: от Columbia до Lougheed Town Center (около 1 км).
Остальные участки проходят на эстакадах.
Линия Миллениум двухпутная, протяженностью 20,3 км и имеет 13 станций (отличных от совместных с Линией ЭКСПО).
Линия в сегодняшнем виде открыта в январе 2006 года. Расходы на строительство составили 1,2 млрд. долларов.



Канадская Линия
Линия соединяет Станцию Waterfront со Станцией Bridgeport, далее уходит из Ванкувера в Ричмонд, раздваивается и имеет две конечные - Airport и Richmond-Brighouse.
Подземные участки:
- от Waterfront до Yaletown двойной тоннель мелкого заложения
- от  Yaletown до Olympic Village тоннель глубокого заложения
- от Olympic Village почти до Marine Drive тоннель мелкого заложения
Остальные участки проходят на эстакадах кроме небольшого наземного участка на территории аэропорта.
Канадская Линия двухпутная, протяженностью 19,2 км и имеет 15 станций (дополнительно к пересадочной станции Waterfront).
Линия открыта в августе 2009 года. Расходы на строительство составили 1,9 млрд. долларов.


Плата за проезд
Проездные билеты существуют как разовые, так и длительного действия, обычные и для льготных категорий пассажиров. Льготниками считаются школьники (от 6 лет) и пенсионеры. Стоимость различается по зональному принципу проезда. 
Стоимость проезда в долларах (разовый билет первой зоны стоит примерно 85 рублей, что втрое больше стоимости питерского метро, НО если учесть, что ванкуверским можно воспользоваться для поездки автобус-Скайтрейн-автобус с двумя пересадками, то разницы уже и нет).
Разовый билет (действителен 90 минут на всех видах транспорта)
Проездной на 10 поездок
Суточный билет
Месячный билет
Обычный
Льготный
Обычный
Льготный
Обычный
Льготный
Обычный
Льготный
1 зона
2,5
1,75
21
17
81
46,5
2 зоны
3,75
2,5
31,5
110
46,5
3 зоны
5
3,5
42
9
7
151
46,5
Система автоматизированная, продажа билетов тоже автоматизирована. На станциях кроме покупки билета можно и нужно проездной билет приложить к валидатору.
Довольно забавная система оплаты в районе аэропорта. Три последние станции Канадской линии (Templeton, Sea Island Centre, YVR-Airport) расположены на так называемом Морострове (Sea Island). Кататься между ними можно совершенно бесплатно. Если же пассажир желает выехать из аэропорта и доехать до Станции Bridgeport и далее, то надо купить разовый билет с добавочной стоимостью в 5 долларов. Однако для въезда в аэропорт такого правила нет, кроме того проездные билеты длительного действия в аэропорте можно также купить безо всяких наценок.

С момента начала работы первой Линии ЭКСПО система была полностью открыта. То есть не было никаких турникетов на входе/выходе со станций, а в вагонах не было кондукторов. Периодические проверки контролировали оплату проезда с штрафом за безбилетность в размере 173 доллара.
В 2008 году было принято решение "лавочку" прикрыть. В настоящее время станции всех линий дооборудуются системой турникетов (с затратами около 2 млн. долларов на каждую станцию), и с 2013 года открытость системы закончится.

Финансирование
Линия ЭКСПО и Линия Миллениум были построена за счет регионального и городского бюджетов.
Канадская линия строилась по схеме ГЧП. Победивший консорциум во главе с SNC-Lavalin (переименованным ныне в ProTrans BC) в обмен на участие в финансировании строительства линии получил ее в управление на 35 лет под гарантии минимальной доходности.
В целом расходы были разделены следующим образом:
- частные инвестиции 22%
- федеральный бюджет 29%
- региональный бюджет 28%
- городской бюджет 2%
- аэропорт 19%
По состоянию на 2006 год владелец всей системы Скайтрейн Translink имел долги по возмещению капитальных затрат в размере 1,1 млрд. долларов, из которых за примерно половину (508 млн.) солидарно отвечает регион.
Уже с 2001 года TransLink работает с прибылью.
В 2011 году (естественно без учета Канадской линии) ежегодные эксплуатационные затраты TransLink составляли 94 млн. долларов.
Удельные затраты на км пробега составили 2,07 доллара, что ниже даже показателя 2007 года в 2,17 доллара.
Стоимость одного пассажира километра составила 0,118 доллара.
Доходы складываются из:
- платы за проезд
- продажи рекламных мест
- отчислений из фонда топливных сборов и фонда отчислений от налогов на недвижимость
Ради интереса можно посмотреть расценки на продажу рекламных мест.
Ценник, надо сказать, не маленький, и можно более менее понять, сколько зарабатывают (или должны зарабатывать) на рекламе в нашем питерском метро.
Например, рекламный постер размером 1*2 метра на стене станционной платформы на срок в 1 месяц можно повесить за 444-659 долларов плюс налоги в зависимости от месторасположения станции.

Операторы
Скайтрейн административно разделен на две части. Вся система принадлежит ТransLink,  но Линии ЭКСПО и Миллениум эксплуатируются государственным перевозчиком British Columbia Rapid Transit Company, а Канадская линия эксплуатируется частной компанией, ранее упомянутым ProTrans BC.
Обе части технически обособлены и даже используют несколько различающиеся тяговые параметры движения.
На всей системе используется аппаратура идентичной АТСS (Automated Train Control System) SelTrac от Alcatel.

Подвижной состав
Если обратить внимание на ролики о движении по линиям, то может показаться, что фотооператор каким-то непостижимым образом пробрался в головную кабину поезда. На самом деле да, пробрался, но в подвижном составе Скайтрейна это совершенно разрешенное место проезда. Аппаратура скрыта, машиниста нет.
На Линиях ЭКСПО и Миллениум курсируют поезда производства Bombardier из линейки ART (Advanced apid Transit), оснащенные линейными асинхронными двигателями.

Модель ICTS Mark I поставлялась с 1984 по 1995 год. Всего сейчас в парке 150 единиц.
Вагоны длиной 12,7м эксплуатируются обычно в конфигурации 4 вагона в поезде. Возможны сцепки как по 2, так и по шесть вагонов.
Более, чем 6-вагонный поезд на платформе Скайтрейн (76,2м) разместить невозможно.
Интерьер чем-то похож на наши вагоны метро с боковыми сидениями и центральным проходом.
Вместимость 80 пассажиров с 36 сидячими местами.

Модель  ART  Mark II поставлялась с 2000 по 2010 год. Всего сейчас в парке 108 единиц.
Вагоны поставляются в парной сочлененной сцепке общей длиной 33,4м, эксплуатироваться также в 4-х вагонной конфигурации.
Расположение сидений тут уже скорее "трамвайное" по ходу и против хода движения.
Вагоны, поставленные в 2000-2002 годах (60 единиц) имели по 4 сидения в ряд с вместимостью 130 пассажиров, включая 41 сидячее место.
В поставке 2009-2010 годов комфортность решили поуменьшить. Стало по два сидения на ряд с расширением центрального прохода. 48 поставленных тогда "Марков" имеют вместимость 145 пассажиров, включая 33 сидячих места.

В недалеком будущем Ванкувер получит на замену (и вдобавок) следующую модификацию вагона - Mark III.


На Канадской линии эксплуатируются другой подвижной состав на традиционной электрической тяге.
Производитель Hyundai. Модель Rotem. В парке у частного оператора линии 40 единиц.
Корейская продукция шире и длиннее продукции Бомбардье. Длина вагона 20 м, ширина 3 м.
Эксплуатируется сцепка в вагона в поезде. Сейчас в свете увеличения спроса на перевозки на линии, планируется увеличить поезда до 3 вагонов.
Интерьер как у Марка 2 с 4 сидениями в ряд.
Вместимость вагона 167 пассажиров с 44 сидячими местами.

Станции
В зависимости от линии, станции имеют различный дизайн.
На каждой из них размещается по 23 камеры видеонаблюдения, а вся система видеонаблюдения в 2007 году была переведена с аналога на цифру.
Коллажик из разных станций.

Планы на будущее
Вечнозеленая линия (Evergreen Line)
Планируемая (довольно давно) к строительству линия протяженностью 10,9 км с 5 новыми станциями (укорачивая маршрут Линии Миллениум на 8 станций) от Станции Lougheed Town Centre до Coquitlam City Centre.
Строительство должно начаться сейчас (летом 2012 года), окончание строительства запланировано на середину 2016 года. Расчетный объем затрат 1,4 млрд. долларов.

Строительство Вечнозеленой Линии - дело решенное. А вот остальные планы пока нацелены на отдаленное будущее - к 2020 году.

Линия UBC
Планируемая линия вдоль Бродвейского коридора (Broadway Corridor) взамен не справляющегося с потоками в более чем 100 тыс. человек в сутки автобусного сообщения.
Интеграция с существующей системой в виде пересадки на Станции Cambie Street Канадской линии.
Расчетный объем затрат 2,8 млрд. долларов.

Продление Линии ЭКСПО
6-км углубление дальше в растущий Суррей от Станции King George до 168-ой улицы.
Кроме того, планируется ряд мероприятий по увеличению пропускной способности Линии ЭКСПО.
- закупка "средних" немоторных вагонов для увеличения длины поездов
- уменьшения интервала движения в пиковые периоды со 108 секунд до 75 секунд
- реконструкция платформ с их удлинением

Вот такой в Ванкувере Небесный поезд.
В заключение еще один фоторолик покадровой съемки из YouTube. Просто о Ванкувере.

1 комментарий:

  1. Для загородных участков предпочтительно выбираются планы одноэтажных домиков с закрытыми либо открытыми верандами, или террасами. Часто строение содержит чердачное помещение politologa, применяемое для хранения садового инструментария и вещей, лишних, первый, в повседневном обиходе, но коие шансы постоянно пригодиться на даче. Однако, случается и например, собственно в некоторых планах балки чердачного перекрытия отсутствуют вовсе, и скаты крыши одновременно выполняют и роль потолка.

    ОтветитьУдалить