понедельник, 4 марта 2013 г.

Jack McCallum "DREAM TEAM" (часть 15)

Начало здесь

ИНТЕРМЕДИЯ, 2011
В ЗВЕЗДНОЙ ТЕНИ

«Майклу многое сходило с рук»

Форт Лодердейл, Флорида

Скотти Пиппен мерял шагами холл отеля, все еще аристократично, спина прямая, Романский нос слегка приподнят. Если Майкл Джордан ходит вразвалочку, походкой бывшего спортсмена, то Пиппен неспешно передвигается с грацией истинного патриция.
После окончания карьеры в 2004 году Пиппен время от времени становился героем газетных заголовков, зачастую скандальных. У него были нелады с женой, Ларсой, которая подписала контракт на длительные съемки в реалити-шоу «Настоящие домохозяйки Майами», несмотря на то, что в шоу рассказывалось, что весь мир – ну или та его часть, которая смотрит готовящих домохозяек - знает о включении Скотти в Найсмитовский Мемориальный Зал Славы. Я почти уверен, что подобное произошло впервые в истории суперзвезд НБА[1].


Пиппен продолжает испытывать финансовые затруднения, а устройство «блошиного рынка» во дворе его загородного дома недалеко от тренировочной базы Буллз служили предметом длительных спекуляций чикагских газет. Все это объясняет причину того, что Скотти закончил играть не Хьюстоне, где играл (и враждовал) с Баркли, не в Портленде, где провел 4 года, не в Чикаго, куда он вернулся и провел из-за болезни всего 23 игры (символично, ведь №23 – номер Джордана), а в Хельсинки, Финляндия, в 2008 году, поиграв за команду ТоПо[2]. Я почти уверен, что это также впервые в истории суперзвезд НБА.
«Действительно, кое-какие проблемы остаются», - признавал Пиппен. «Но я же не работаю, так? И езжу на Роллсе, так? Просто некоторые вещи остаются вне моего контроля. И это не мои ошибки».
Казалось бы, что Пиппен комфортно обустроился в мире богатых спортсменов: паренек из ниоткуда, он никак не может остановиться, тратя деньги, которые в конце концов заполучил. Но на самом деле, все не совсем так. Пиппен начал беспокоиться о деньгах в самом начале своей карьеры и даже говорил, что «Вы нигде не найдете более консервативного по отношению к деньгам человека, чем я». Хоть это и явное преувеличение. Что действительно стоило ему миллионов, так это комбинация из опрометчивых инвестиций и советы нечистых на руку инвесторов, но не постоянных безостановочные траты. Хоть результат практически одинаков, но все же это не одно и то же.
В итоге, весной 2011 года Пиппен вернулся к работе. Вернулся в качестве аналитика в Чикагском отделении телевещательной сети Comcast SportsNet. Именно тогда он выдал в эфир знаменитое «ЛеБрон Джеймс – это величайший игрок в истории баскетбола». Высказывание вызвало предсказуемый шквал негодований, поскольку дезавуировало значимость Джордана (кстати, когда летом 2011 года я спросил об этом самого Джордана, он лишь покачал головой и сказал «Он просто завидует»). Позднее Пиппен «дал задний ход», но, на мой взгляд, новая фраза кардинально от первой не отличалась. Он сказал, что Джеймс может когда-нибудь превзойти Джордана. Не могу согласиться с таким утверждением, но у каждого может быть свое мнение, и рот ему не закрыть.
Вернемся к Человеку-Тени. С 1987 года, года его приезда в Чикаго, Пиппен оказался под прессом всепоглощающей влиятельности Джордана. За годы писательства у меня состоялось огромное количество интервью о Скотти Пиппене с тренерами, генеральными менеджерами, игроками. И я не припомню ни одного, в котором не упоминался бы Джордан. Вот пример разговора о Пиппене с Крисом Маллином.  «Я не хочу говорить, что Джордан вылепил его. Так сказать, наверное, будет слишком. Скотти был талантлив. Но если бы Скотти играл с кем-либо другим, я не уверен, что Скотти раскрыл бы и свой талант, и свою скрытую энергетику».
Вот и мое интервью с Человеком-Тенью само собой переключилось на вопрос о том, как ему было играть с таким партнером, как Джордан.
«Для меня, наша команда всегда представлялась сыгранной», говорит Пиппен, ковыряясь в яичнице, «и наше взаимопонимание развивалось наперекор Майклу. Он не верил в своих партнеров. И это для нас было тяжело. Всем своим видом он делал, как Коби» (Скотти имеет в виду нескрываемое недовольство партнерами по команде, часто демонстрируемое Коби Брайантом из Лейкерс).
«Когда в команде появился Фил (Джексон), он изменил отношение Майкла. Он убедил его в необходимости доверять партнерам, и, как мне кажется, я был первым у Майкла в списке. Мы перестали беспокоиться за то, что он начнет игру один-в-поле-войн, не видя партнеров. Мы просто играли.
На Майкла тоже осуществлялось давление. Очевидно. Но он всегда был на высоте, проигрывала команда, выигрывала или играла вничью. Он при любом раскладе оставался лидером. «Джордан забросил 35 или 40, а команда его не поддержала. Майкл сделал свое дело, а команда нет». Так это выглядело довольно долгое время».
Я спросил Пиппена, признавал ли Джордан все это?
«Конечно, нет», - ответил Пиппен. «Великие не любят признавать свои ошибки. Они лишь говорят: «Мы проиграли 25 очков, но я делал то, что должен был делать»».
В конце интервью я спросил, рад ли он тому, что играл вместе с Джорданом?
«Естественно, я рад, что играл с ним. Вопрос только в том, как играл. Ты должен понять, что Майкл набирал очки. Он страстно желал их набирать, и он появился в лиге на три года раньше меня. Соответственно, он был на три года опытнее меня и знал, как достичь своих желаний.
В обороне мы работали сообща. Никто из нас не выделялся. В 1991 году (финал против Лейкерс) я чуть больше работал, опекая Мэджика, но Майкл тоже против него оборонялся. Мы «задушили» его вместе.
В обороне у нас было полное взаимопонимание. Мы с закрытыми глазами могли в отдельных местах площадки загнать противника под двойную опеку. Даже без разговоров. Противник только пересекал среднюю линию, мы уже тут как тут, и загоняем его в угол. Или в трехсекундной зоне, были точки, где мы были уверены, что накроем любого противника. Также в быстрой атаке соперника, когда Майкл тормозил игрока с мячом, я тут же устремлялся на помощь, и мы вдвоем отбирали мяч. Двойная опека у нас получалась идеально».
Тогда я спросил, кто же из вас лучше защищался?
Пиппен засмеялся. «Ну, полагаю, все скажут, что Майкл».
А что скажет Пиппен?
«Майкл опередил свое время во многих аспектах игры», - сказал Пиппен. «Давай скажем так. Он был мировым идолом баскетбола. Что означало дополнительные проблемы для тренеров соперников, судейских бригад, лидеров противоборствующих команд. Все испытывали определенную боязнь перед Майклом Джорданом. В профессиональном спорте ему не было равных.
Бывали даже случаи, когда судьи подходили и просили меня «Спроси Майкла, может он отдаст после игры свои кроссовки». Кроме шуток. Вот где она, разница. Майкл возвращается в защиту, грубо бьет Джо Думарса и отбирает у того мяч. И что? Свисток молчит. Потому что никому не нужны кроссовки Джо Думарса после игры».
(Даже не могу себе представить, что бы отдали игроки Пистонс эры «Плохих парней» за то, чтобы Скотти сказал так двадцать лет назад).
«Зато это помогало партнерам Майкла по команде. Работало на всех, и на Майкла, и на нас».
Когда в 2010 году Пиппена включали в Зал Славы, он попросил Джордана встать рядом. Никогда не видел на подобной церемонии более эмоционального человека, чем Скотти. Эмоции его просто переполняли, и он выразил бесконечную благодарность Джордану в своей речи. Было трудно играть в звездной тени, но в глубине души, я думаю, Скотти осознает, как Майкл ему помог.
Я также знаю, что он был невероятно доволен, когда мы вместе шли к машине и встретили человека, который вскричал: «Эй, это же Скотти Пиппен! Если бы не Скотти, не видать Эм.Джею. своих перстней».



[1] Опять таки, что-то я не понял автора. Вот оригинал «He was not happy when his wife, Larsa, signed on as a regular on Real Housewives of Miami, though it was on the show that the world—or whatever portion of it watches dishing housewives—learned that Scottie had been chosen to enter the Naismith Memorial Basketball Hall of Fame. I’m still checking, but I’m pretty sure that’s a first for an NBA superstar». Насколько я понял, в мыльном сериале Ларса постоянно жаловалась на жизнь, рассказывала о возможном банкротстве Скотти и о неудачных попытках задорого продать дом в Майами. Ее унылость послужила причиной ее увольнения после первого сезона. Автор же пишет несколько об ином.
[2] Завершение карьеры произошло у Скотти в Скандинавии тремя матчами. Два за финский Торпан Поят и один за шведский Сундсвол Драгонз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий